Контакты362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/VNC.2024.24.17.002 СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ЛАНДШАФТЕ МУЗЕЯ
Л.Ю. Александрова , С.В. Ваторопина
Kavkaz forum. 2024. Выпуск 17 (24) . С.83-93.
Аннотация:
В статье представлены практики зарубежных и отечественных му- зеев внедрения инклюзии в музейную среду. Анализируется современное понимание культурной инклюзии, рассматриваются различные катего- рии посетителей с «разнообразным опытом», структурируются эффек- тивные инклюзивные практики. Прослеживается развитие инклюзивных практик и то, как музеи решают задачи по созданию условий, максималь- но благоприятствующих людям с инвалидностью и ограниченными воз- можностями, создавая отделы обеспечения доступной среды, которые стали использовать технические приспособления, медиационные ком- муникативные техники, сурдоперевод, рекреационные зоны и т.д. Пред- ставлены критерии сегрегации. Наличие одного или нескольких сегрега- ционных критериев в человеческой жизни указывает на необходимость инклюзии – включения, социальной гармонизации человека в обществе. Также рассматривается инклюзивная среда как важное условие, способ- ствующее в демократическом обществе преодолению социальной стиг- матизации. Описывается опыт специального отдела поддержки посе- тителей с ограниченными возможностями и инвалидностью ФГБУ «Нов- городский государственный объединенный музей-заповедник». Культур- но-исторический потенциал Новгородской земли все больше вызывает живой интерес как у новгородцев, так и у многочисленных гостей, созда- вая, образно говоря, «дефицит рабочих рук». Музей-заповедник столкнул- ся с противоречием между высокой востребованностью его культурных ресурсов и недостаточной возможностью ее удовлетворения. Одним из способов преодоления этого противоречия выступило многолетнее и многогранное сотрудничество Музея с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого. На примере сотрудничества между Новгородским объединенным музеем-заповедником и Новгород- ским государственным университетом имени Ярослава Мудрого рассмо- трены различные формы участия студентов в помощи посетителям с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Ключевые слова: посетители с инвалидностью, проектная деятельность университетов, доступность музейной среды, инклюзивный ландшафт музея, инклюзивные практики в сфере культуры, многомерность культуры, социальная стигматизация.
Загрузить полный текст
Образец цитирования: Александрова Л.Ю., Ваторопина С.В. Студенческие проекты в инклюзивном ландшафте музея // KAVKAZ-FORUM. 2024. Вып. 17(24). С. 83-93. DOI 10.46698/VNC.2024.24.17.002 ← Содержание выпуска |
© 2024 Кавказ форум | |||