Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/VNC.2024.27.20.013
ЧУДЕСНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ И НАРТСКОМ ЭПОСЕ
Ф.Х. Гулиева
Kavkaz forum. 2024. Выпуск 20 (27). С.14-23.
Аннотация: В статье в сравнительно-сопоставительном ключе проводится изучение
особенностей функционирования чудесных предметных реалий в карачаево-бал-
карских волшебных сказках и нартских сказаниях. Объект научного интереса со-
ставили чудесные средства передвижения, перемещения. Для достижения целей
и задач исследования в работе применялись метод сплошной выборки, а также
описательный, аксиологический, сравнительно-сопоставительный и структур-
ный методы анализа. Отмечается, что в рассматриваемой категории услов-
но можно выделить две группы: средства ускорения движения или перемещения
(магический транспорт) и средства переноса объектов в пространстве. Первую
группу в сказочных текстах в основном составляют объекты материальной
культуры (чудесная тележка, ковер-самолет и т.п.), однако сюда же можно отне-
сти и ряд животных (чудесные кони, белые и черные бараны или змеи), голубиные и
орлиные личины, а также водоемы, служащие своего рода границей и точкой пере-
хода из одного мира в другой. В нартском эпосе также упоминаются белый и чер-
ный бараны и орлиные крылья и личины. К ним можно добавить крылатую желез-
ную повозку Дебета и ветрового коня Сатанай. Вторая группа в нартском эпосе
представлена лишь чудесной войлочной плетью. В сказочных текстах их количе-
ство также невелико: чудесная ложечка и две деревяшки, применяемые для пере-
мещения других волшебных артефактов. Также в ряде случаев к ним примыкают
предметы-исполнители желаний. На основании проведенного исследования дела-
ется вывод о том, что предметные реалии рассматриваемой группы не столь
многочисленны и лучше представлены, играют более важную роль в сказках, где
кони, обладающие сверхспособностями, не являются непременными спутниками
героя. Кроме того, в силу специфики поэтики Нартиады, в героической направлен-
ности повествованиях не получили широкое распространение мотивы невыпол-
нимых задач, добывания, утраты и повторного обретения чудесных предметов.
Ключевые слова: карачаево-балкарский фольклор, волшебные сказки, нартский эпос, чудесные предметные реалии, магический транспорт, средства переноса.
Загрузить полный текст Образец цитирования: Гулиева Ф.Х. Чудесные средства перемещения в карачаево- балкарских
волшебных сказках и нартском эпосе // KAVKAZ-FORUM. 2024. Вып. 20 (27). С. 14-23. DOI 10.46698/VNC.2024.27.20.013
+ Список литературы1. Гергокова Л.С. Лиса как персонаж нартского эпоса и народных сказок
карачаевцев и балкарцев // Kavkaz-forum. 2023. Вып. 16 (23). С. 19–27.
DOI: 10.46698/VNC.2023.23.16.011.
2. Гулиева (Занукоева) Ф.Х. Эмегены как обладатели чудесных предметов в
нартском эпосе и волшебных сказках карачаевцев и балкарцев // Известия
СОИГСИ. 2023. Вып. 50 (89). С. 107-119. DOI: 10.46698/VNC.2023.89.50.007.
3. Сокаева Д.В., Дзапарова Е.Б. Сюжетная мотивация мотива угона табуна
лошадей в осетинском фольклоре: нартовский эпос, предание с элементами
богатырской сказки // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских
народов: проблемы сохранения и исследования. Материалы III Международной
научной конференции, посвященной 75-летию Калмыцкого института гумани-
тарных исследований РАН (Элиста, 15–16 сентября 2016 г.). Элиста: Калмыц-
кий научный центр РАН, 2016. С. 230-233.
4. Чаптыкова Ю.И. Волшебный предмет как элемент сюжетостроения в хакасском
героическом эпосе // Народы Алтая в социокультурном пространстве России на
рубеже эпох. Горно-Алтайск: БНУ Республики Алтай «Научно-исследовательский
институт алтаистики имени С.С. Суразакова», 2021. С. 541–548.
5. Кузьмина А.А. Волшебные предметы и средства в якутском героическом эпосе:
семантика, структура, функции // Эпосоведение. 2024. № 3 (35). С. 97-107. DOI:
10.25587/2782- 4861-2024-3-97-107.
6. Чистобаева Н.С. Средства исцеления и воскрешения в героических сказаниях
хакасов // Эпосоведение. 2024. № 2. С. 53–66. DOI: 10.25587/2782-4861-2024-2-53-66.
7. Добровольская В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. М.:
Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. 224 с.
8. Къарачай-малкъар жомакъла, таурухла, айтыула (Карачаево-балкарские
сказки, легенды, предания). Т.2 / сост., предисловие Т.М. Хаджиевой. Нальчик:
ЭльФа, 2003. 472 с. (на кар.-балк. яз.).
9. Малкъар халкъ жомакъла (Балкарские народные сказки) / сост. С.А. Отаров.
Т. II. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1963. 324 с.
(на кар.-балк. яз.).
10. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев / отв. ред. А.И. Алиева.
М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. 656 с.
11. Малкъар халкъ жомакъла (Балкарские народные сказки) / сост. С.М. Моттаева.
Нальчик: Эльбрус, 1992. 188 с. (на кар.-балк. яз.).
12. Къарачай-малкъар фольклорну своду. 3-чю том. Къарачай-малкъар жомакъ
(Свод карачаево-балкарского фольклора. Т. 3. Карачаево-балкарская сказка) /
отв. ред. Х.Х. Малкондуев. Нальчик: Редакционно-издательский отдел ИГИ КБНЦ
РАН, 2017. 990 с. (на кар.-балк. яз.).
13. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях /
сост., вступ. статья и коммент. А.И. Алиевой; отв. ред. Т.М. Хаджиева. Нальчик:
Эльбрус, 1983. 432 с.
14. Малкъар халкъ жомакъла (Балкарские народные сказки) / сост. З.М. Улаков.
Нальчик: Эльбрус, 1989. 112 с. (на кар.-балк. яз.).
15. Балкарские и карачаевские сказки / обработка А. Алиевой, А. Холаева. М.:
Детская литература, 1983. 112 с.
16. Къарачай-малкъар фольклорну своду. 4 том. Къарачайлыланы бла малкъарлыланы
жомакъ болмагъан, къара сёз бла айтылгъан чыгъармачылыкълары (Свод
карачаево-балкарского фольклора. Т. IV. Несказочная проза карачаевцев
и балкарцев). Нальчик: Принт Центр, 2020. 586 c. (на кар.-балк. яз.).
17. Малкъар жомакъла, нарт сёзле, элберле (Балкарские сказки, пословицы,
загадки) / сост. А.Х. Соттаев. Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1959. 268 с.
(на кар.-балк. яз.).
← Содержание выпуска
|