Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/v4656-0111-4632-e
ИРАНСКИЕ ЭПИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В «ТАРАСЕ БУЛЬБЕ» НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ
К.Ю. Рахно
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 2 (9).
Аннотация: Статья посвящена анализу фольклорно-эпических мотивов иранско-
го происхождения, которые наличествуют в исторической повести «Та-
рас Бульба» Николая Гоголя. Они обнаруживают параллели как в нартов-
ском эпосе осетин, так и в поэме Фирдоуси «Шахнаме», сказаниях таджи-
ков Систана и татов Дагестана. Делается вывод, что сюжет и многие
детали этой знаменитой повести, как и многих других произведений Го-
голя, отражают эпическую традицию ираноязычного населения причер-
номорских степей, которое стало этническим субстратом украинцев.
Первым на данную параллель указал Василий Иванович Абаев, срав-
нивая описания повседневности запорожских казаков, как это имеет ме-
сто в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», с аналогичным описанием
образа жизни нартов в нартовском эпосе. Описываемая повседневность
включает в себя не только практику военных походов, но и веселья, вклю-
чая специфический характер песен, танцев, системы ценностей, языче-
ского мировоззрения. В качестве сравнительного материала автором
привлекаются ритуальные пляски массагетов в описании Геродота,
а также саков в описании Страбона. Проводится параллель между гого-
левским Тарасом Бульбой и иранскими эпическими героями — нартом Ба-
традзом, Рустамом из поэмы Фирдоуси «Шахнамэ». Схожие черты выяв-
ляются в зоонимике, связанной с потусторонними силами, в характере
казни убийц, в отношении к данному слову и реакции последствий за его
нарушение. Несомненно, в повести отражены древние эпические мотивы
степей Причерноморья, восходящие к ираноязычным кочевникам, позже
ассимилированных славянами. Они обнаруживают параллели как в нар-
товском эпосе осетин, имеющем скифские и сармато-аланские корни,
так и в персидском литературном эпосе, преданиях систанцев, сказках
татов, имеющих отношение к южноиранской эпической традиции, воз-
можно, имеющей скифо-сакские истоки.
Ключевые слова: нартовский эпос, Николай Гоголь, Тарас Бульба, Фирдоуси, козаки, осетины, персы, таты
+ Список литературы1. Абаев В. И. Избранные труды. В 2‑х т. Владикавказ: Ир, 1990. Т. 1. Рели-
гия, фольклор, литература. 640 с.
2. Гоголь Н. В. Избранные произведения. В 2‑х т. К., 1979. Т. 1. 414 с.
3. Сказания о нартах: осетинский эпос / пер. с осет. Ю. Либединского. М.,
1978. 512 с.
4. Горленко В. Бандурист Иван Крюковский. Текст девяти дум, с биогра-
фической заметкой // Киевская старина. К., 1882. Декабрь. С. 481–518.
5. Грушевська К. Українські народні думи. К., 1927. Т. 1. Тексти №№ 1‑13 і
вступ Катерини Грушевської. 176 с.
6. Вайскопф М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М.,
2002. 686 с.
7. Карпенко А. И. О народности Н. В. Гоголя: художественный историзм
писателя и его народные истоки. К., 1973. 279 с.
8. Вайль П., Генис А. Собрание сочинений. В 2‑х т. Екатеринбург, 2003. Т.
1. 960 с.
9. Туганов М. С. Литературное наследие. Орджоникидзе: Ир, 1977. 238 с.
10. Геродот. История в девяти книгах / пер. и прим. Г. А. Стратановского.
Л., 1972. 600 с.
11. Страбон. География в 17 книгах / пер., статья и коммент. Г. А. Страта-
новского. М., 1964. 944 с.
12. Джаббаров И. Узбеки: этнокультурные традиции, быт и образ жиз-
ни. Ташкент, 2007. 287 с.
13. Высотская Т. Н. Неаполь — столица государства поздних скифов. К.,
1979. 207 с.
14. Вересаев В. Собрание сочинений. В 4‑х т. М., 1990. Т. 4. Гоголь в жиз-
ни. 638 с.
15. Миллер Вс. Осетинские этюды. Ч. 1. (Осетинские тексты) // Ученые
записки императорского Московского университета. Отдел историко-фи-
лологический. М., 1881. Вып. 1. 154 с.
16. Фирдоуси. Шахнаме. В 6 т. / издание подготовили Ц. Б. Бану, А. Лахути,
А. А. Стариков. М., 1957. Т. 1. От начала поэмы до сказания о Сохрабе. 675 с.
17. Сатцаев Э. Б. Нартовский эпос и иранская поэма Шахнаме (сходные
сюжетные мотивы). Владикавказ, 2008. 159 с.
18. Золотой сундук: Сказки татов Дагестана / сост., пер. с татского Амал-
дана Кукуллу. М., 1974. 319 с.
19. Дзиццойты Ю. А. Вопросы осетинской филологии. Цхинвал, 2017.
Т. I. 464 с.
20. Чибиров Л. А. Традиционная духовная культура осетин. М., 2008.
712 с.
21. Чибиров Л. А. Осетинская Нартиада: мифологические истоки и аре-
альные связи. Владикавказ, 2016. 463 с.
22. Памятники народного творчества осетин. Дигорское народное
творчество в записи М. Гарданти. Владикавказ, 1927. Вып. 2. 355 с.
23. Нарты кадджытæ: ирон адæмы эпос / тексттæ бацæттæ кодта, чиныг
æмæ дзырдуат сарæзта Хæмыцаты Тамарæ; зонадон редактор Джыккайты
Шамил. Дзæуджыхъæу, 2004. 2‑аг чиныг. 896 ф.
24. Нарты кадджытæ: ирон адæмы эпос / тексттæ бацæттæ кодта, чиныг
æмæ дзырдуат сарæзта Хæмыцаты Тамарæ; зонадон редактор Джыккайты
Шамил. Дзæуджыхъæу, 2010. 5‑æм чиныг. 767 ф.
25. Багаев А. Б. Конь в нартовском эпосе осетин // Вопросы литературы
и фольклора. 2018. Вып. X. Ч. 1. С. 4–21.
26. Фирдоуси. Шахнаме. В 6 т. / пер. Н. Б. Бану-Лахути, коммент. А. Aзера
и Ц. Б. Бану-Лахути. М., 1965. Т. 3. От сказания о битве Ростема с хаканом
Чина до царствования Лохраспа. 601 с.
27. Рахно К. Ю. Казнь убийцы на Запорожской Сечи: истоки обы-
чая // Война и воинские традиции в культурах народов Юга России
(VI Токаревские чтения): Материалы Всероссийской научно-практиче-
ской конференции (Ростов-на-Дону, 4‑5 мая 2017 г.). Ростов-н / Д, 2017.
С. 196–203.
28. Чудаков Г. И. Отношение творчества Гоголя к западноевропейским
литературам. К., 1908. 182 с.
29. Фирдоуси. Шахнаме. В 4‑х т. / пер. Ц. Б. Бану-Лахути, коммент. A. A. Ста-
рикова. М., 1994. Т. 2. От сказания о Ростеме и Сохрабе до сказания о Росте-
ме и хакане Чина. 643 с.
30. Короглы X. Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана
и Азербайджана. М., 1983. 335 с.
31. Сказки и легенды Систана / пер. с перс, сост. и коммент. А. Л. Грюн-
берга и И. М. Стеблин-Каменского. М., 1981. 271 с.
32. Матюшина И. Г. Перебранка в древнегерманской словесности. М.,
2011. 304 с.
33. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.,
2000. Т. 2. Статьи о русской литературе. 881 с.
34. Бубенок О. Аланы-асы в Золотой Орде (XIII‑XV вв.). К., 2004. 324 с.
35. Рахно К. Ю. Иранские мифологические мотивы в повести Николая
Гоголя «Ночь перед Рождеством» // Актуальные проблемы гуманитарного
знания в XXI веке: состояние и перспективы развития. К 90‑летию акаде-
мика Г. Г. Гамзатова: Материалы Международной научной конференции
(Махачкала, 5‑6 мая 2016 г.). Махачкала, 2016. С. 171–175.
36. Рахно К. Ю. Пузатый Пацюк и нартовский Сырдон: родство образов
// Адыгский эпос «Нарты» и мировое эпическое наследие: Международ-
ный научный симпозиум, посвященный 95‑летию со дня рождения уче-
ного-нартоведа А. М. Гадагатля (Майкоп, 20‑23 сентября 2017 г.), Майкоп,
2017. С. 144–147.
37. Рахно Константин. Танатологические мотивы «Страшной мести»
Николая Гоголя в контексте этнокультурных связей украинцев // Studia
mythologica slavica. Ljubljana, 2019. T. 22. С. 143–161.
38. Абаев В. И. Избранные труды. Владикавказ, 1995. Т. 2. Общее и срав-
нительное языкознание. 724 с.
39. Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запа-
да. М., 1965. 168 с.
← Содержание выпуска
|