Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/VNC.2025.30.23.003 ЗАДАЛЕСКИ НАНА: АРХЕТИПИЧЕСКАЯ УНИВЕРСАЛИЯ «СПАСИТЕЛЬНИЦА НАРОДА» В ОСЕТИНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Д.В. Сокаева , З.Ю. Калоева
Kavkaz forum. 2025. Выпуск 23 (30). С.44-57.
Аннотация:
Рассмотрение архетипических универсалий в фольклоре позволяет выявить стержневые смыслы, которые обеспечивают целостность и самовоспроизводство той или иной традиции на протяжении тысячелетий. Образ, он же архетипическая универсалия «спасительницы народа», матери или женщины вообще органичен для осетинской мифолого-фольклорной традиции. Гендерный акцент на женщине в судьбоносный момент для общества обусловлен функциональной нагруженностью женщины как матери, хозяйки пищевых и других запасов, хранительницы традиций и обладательницы знаний, в том числе вещих. Образ Задалески Нана как реализация архетипической универсалии «спасительница народа» относится к периоду, когда осетинский народ мог исчезнуть, но создан, скорее всего, позже как константа памяти: от этого образа идет отсчет возрождения алан-осетин. Мы располагаем как фольклорными текстами исторической песни и предания, которое вводится в научный оборот, рассказывающими о событиях, связанных с Тамерланом на Северном Кавказе, зафиксированные М. Тугановым, так и небольшими текстами-меморатами о том, как впоследствии образовывались селения Дигорского общества. Тот факт, что Задалески Нана первоначально прятала спасенных детей в пещере Дигори Изæд, не случаен. Осетинское святилище играет важнейшую роль в жизни осетин и в мирное, и в военное время: в данном случае оно, по представлениям осетинского народа, должно было защитить в момент смертельной опасности (асилия). На основании введенного нами в научный оборот текста исторического предания мы также предлагаем альтернативный путь спасения Задалески Нана с детьми ‒ не из местности Татартупа (Верхнего Джулата), а со стороны горы Бештау. Хотя художественное и обобщенное описание средневековых событий в осетинском фольклоре, представленное в исторической песне и предании о Задалески Нана, не создает цельной картины происходящих событий, но эти же материалы неоспоримо подтверждают алано-осетинскую преемственность.
Ключевые слова: архетипическая универсалия, Тамерлан, Задалески Нана, историческая песня, историческое предание, святилище.
Язык статьи: Русский
Загрузить полный текст
![]() Образец цитирования: Сокаева Д.В., Калоева З.Ю. Задалески Нана: архетипическая универсалия «спасительница народа» в осетинском фольклоре // KAVKAZ-FORUM. 2025. Вып. 23 (30). С. 44-57. DOI 10.46698/VNC.2025.30.23.003 ← Содержание выпуска |
© 2025 Кавказ форум | |||