Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/j8065-1585-1460-j
ОБ ИСТОЧНИКАХ И МЕТОДАХ
А.А. Туаллагов
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 2 (9).
Аннотация: Статья посвящена проблеме происхождения образа осетинского Ни-
колая как представителя божественных сил осетинских традиционных
представлений. Актуальность представленной в статье темы определя-
ется возникшим дискуссионным моментом в исследовании данного боже-
ственного образа, а также методологическими подходами при его реали-
зации. Научная новизна исследования заключается в привлечении к анализу
оригинальных нарративных источников, позволяющих верифицировать
источниковую базу и определиться с обоснованностью проявившихся раз-
личных подходов в решении указанной проблемы. Целью исследования явля-
ется верификация данных образа одного из представителей осетинского
пантеона в контексте монотеистических и политеистических пред-
ставлений. При проведении исследования применялись методы тексту-
ального исследования источников, индуктивного и логического анализа
на основе принципа историзма и системности изложения.
Дополнительное обращение к анализу источников, в которых фигу-
рирует данный образ, к историографии самой проблемы позволяет ав-
тору подтвердить прежде сформулированное им положение о Николае
как боге, формирование образа которого имело давние истоки. Прило-
жение к нему отдельных черт православного св. Николая продиктовано
историей христианизации Алании под византийским влиянием, процесс
которого был прерван. Политеистические представления продолжали
действовать в традиционных представлениях осетин конца XIX — на-
чала XX вв. Отмечаются конкретные примеры ошибочных трактовок
некоторых археологических памятников и материалов письменных
источников, а также методов и подходов в критике представленных
ранее автором решений. Проведенный анализ сопрягается с вопросом
об оригинальных монотеистических представлениях, искусственность
приложения которых в современных условиях к истории алан объектив-
но отвергается.
Ключевые слова: христианство, монотеизм, политеизм, аланы, источниковедение, историография
+ Список литературы1. Мамиев М. Э. Аланская христианская антропонимия Зеленчукской
надписи // Историко-филологический архив. 2017. № 8. С. 63‑70.
2. Гурциева О. А. Христианские черты в традиционных осетинских мо-
литвах // Вестник Института цивилизации. 2005. Вып. 6. С. 227‑251.
3. Акафист Святителю Николаю Чудотворцу. Ульяновск: Мастер Сту-
дия, б. г. 19 с.
4. Памятники народного творчества осетин. Владикавказ: Ир, 1992.
Т. 1. 440 с.
5. Памятники народного творчества осетин. Владикавказ, 1927. Вып. 2.
XV+188+158 с.
6. Ирон адæмон сфæлдыстад. Дзæуджыхъæу: Цæгат Ирыстоны АССР-ы
Паддзахадон Рауагъдад, 1949. 509 ф.
7. Ирон адæмон сфæлдыстад. Орджоникидзе: Цæгат Ирыстоны чин-
гуыты рауагъдад, 1961. Т. 2. 692 ф.
8. Ирон адæмон сфæлдыстад. Дыууæ томы. Дзæуджыхъæу: Ир, 2007.
Т. II. 655 ф.
9. Фольклорные записи, сделанные Т. А. Хамицаевой (август 1976 года)
// НА СОИГСИ. Оп. 2. Д. 559. П. 166. 135 л.
10. Хамицаева Т. А. Календарные обряды и обрядовая поэзия осетин
весеннее-летнего цикла // Вопросы осетинской литературы и фольклора.
Орджоникидзе, 1988. С. 182‑197.
11. Осетинский фольклор. Дигорское устное народное творчество.
Запись 1924 года от Уадати Кубади // НА СОИГСИ. Ф. Дзагурова Г. А. Оп. I.
Д. 15. 146 л.
12. Осетинский фольклор. Дигорское устное народное творчество.
Запись 1924 года от Уадати Кубади // НА СОИГСИ. Ф. Дзагурова Г. А. Оп. I.
Д. 15а. 157 л.
13. Осетинский фольклор. Дигорское устное народное творчество.
Запись 1924 года от Уадати Кубади // НА СОИГСИ. Ф. Дзагурова Г. А. Оп. I.
Д. 16. 178 л.
14. Уæдати Хъ. Тауæрæхътæ, аргъæуттæ æма дигорон царди хабæрт-
тæ. Дзæуæгигъæу: Ир, 2007. 139 ф.
15. Гарданти М. Уадзимистæ. Дзæуæгигъæу: Ир, 2007. 415 ф.
16. Дигорон адæмон сфæлдыстадæ: кадæнгитæ, таурахътæ, аргъæут-
тæ, æмбесæндтæ, æгъдæуттæ æма æндæртæ. Дзæуæгигъæу: Гассити Вик-
тори номбæл рауагъдадон-полиграфион кустуат, 2010. 640 ф.
17. Басилов В. Н., Кобычев В. П. Николайы кувд (Осетинское праздне-
ство в честь патрона селения) // Кавказский этнографический сборник. М.,
1976. Вып. VI. С. 131‑154.
18. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка.
Л.: Издательство «Наука». Ленинградское отделение, 1973. Т. II. 448 с.
19. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Владикавказ:
Проект-Пресс, 2016. Т. 2. 1224 с.
20. Осетинский фольклор. Дигорское устное народное творчество. За-
писи 1928 г. и 1930 г. от Габалидза Гарданова и Тазе Гадаева // НА СОИГСИ.
Ф. Дзагурова Г. А. Оп. I. Д. 21. III+80 л.
21. Осетинский фольклор. Дигорское устное народное творчество. За-
писи 1928 г. и 1930 г. от Габалидза Гарданова и Тазе Гадаева // НА СОИГСИ.
Ф. Дзагурова Г. А. Оп. I. Д. 21 «а». II+102 л.
22. Осетинский фольклор. Дигорское устное народное творчество. За-
писи 1928 г. и 1930 г. от Габалидза Гарданова и Тазе Гадаева // НА СОИГСИ.
Ф. Дзагурова Г. А. Оп. I. Д. 22 «б». IV+98 л.
23. Дигорский фольклор. Дигорское устное народное творчество. За-
пись 1940 года // НА СОИГСИ. Ф. Фольклор. П. 133. Д. 3458. II+191 л.
24. Туаллагов А. А. Всеволод Федорович Миллер и осетиноведение.
Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010. 433 с.
25. Туаллагов А. А. Зеленчукская надпись. Владикавказ: ИПО СОИГСИ
ВНЦ РАН и РСО-А, 2015. 430 с.
26. Чшиев В. (Х.) Т. К вопросу о появлении топонима Лезгор / Лезгорæ
на территории Осетии // Устойчивое развитие горных территорий. 2014.
№ 4 (22). С. 154‑157.
27. Малахов С. Н. К истории почитания свт. Николая Мирликийского
в аланской церкви // Известия СОИГСИ. 2017. Вып. 26 (65). С. 12‑18.
28. Малахов С. Н. К истории аланского православного календаря
XI‑XII вв. (о времени появления празднования Перенесения мощей свт.
Николая Мирликийского) // Отрадненские историко-краеведческие чте-
ния. Армавир. 2017. Вып. V. С. 39‑42.
29. Мамиев М. Э. Аланское православие: история и традиция. М.: СЕМ,
2014. 264 с.
30. Бзаров Р. С. Что такой Багъайтæ? (К истории заселения территории
Донифарсской общины) // Вестник СОГУ. 2018. № 1. С. 13‑24.
31. Тменов В. Х. Осетинское язычество в системе средневековых рели-
гиозных верований народов Северного Кавказа // Проблемы этнографии
осетин. Владикавказ, 1992. Вып. 2. С. 170‑194.
32. Белецкий Д. В. Сатайы-Обау. К вопросу о датировке позднесред-
невековых «горских» построек // Международная научная конферен-
ция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа». Тбилиси, 2010.
С. 79‑83.
33. Белецкий Д. В. Материалы к изучению средневекового зодчества
Северной Осетии // Историко-филологический архив. 2011. № 7. С. 26‑70.
34. Белецкий Д. В. Храмы «дигорской» группы и их мтиульские паралле-
ли // XXX «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Кара-
чаевск, 2018. С. 400‑403.
35. Кузнецов В. А. Археологические данные о происхождении дигор-
ских баделят // Археология и этнология Северного Кавказа. Нальчик, 2012.
Вып. 1. С. 99‑109.
36. Доде З. В. Ткани с христианской символикой в костюме золотоор-
дынской элиты // Российская археология. 2014. № 1. С. 54‑66.
37. Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Нижний Архыз и Сенты: древней-
шие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Севе-
ро-Западного Кавказа. М.: Индрик, 2011. 392 с.
38. Абаев В. И. Из осетинского эпоса. 10 нартовских сказаний, текст,
перевод, комментарии. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939.
134 с.
39. Дзиццойты Ю. А. Нартовский эпос и Амираниани. Цхинвал: Поли-
графическое производственное объединение, 2003. 223 с.
40. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских
древностей. М.: Издательство Московского университета, 1952. 248 с.
41. Чичинадзе З. История Осетии по грузинским источникам. Цхинвал:
Полиграфическое производственное объединение Республики Южная
Осетия, 1993. 148 с.
42. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Владикавказ:
Проект-Пресс, 2014. Т. 1. 840 с.
43. Харузин Н. Н. По горам Северного Кавказа. Путевые очерки. Окон-
чание. IV. У осетин // Вестник Европы. СПб., 1888. Т. VI. Ноябрь. Кн. 10.
С. 155‑178.
44. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин // Сборник сведений
о кавказских горцах. Тифлис, 1876. Вып. IX. Ч. III. С. 1‑83.
45. Кокиев С. Записки о быте Осетин // Сборник материалов по этно-
графии, издаваемый при Дашковском Этнографическом Музее. М., 1885.
С. 66‑112.
46. Хетагуров К. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Издательство
Академии наук ССР, 1960. Т. III. 397 с.
47. Осетинские Нартовские народные сказания, изложенные Гацыром
Шанаевым, Б. Гатиевым и И. Кануковым // НА СОИГСИ. Ф. Фольклор. Оп. I.
П. 1. Д. 2. 57 л.
48. Памятники народного творчества осетин. Владикавказ, 1925. Вып.
I. 122 с.
49. Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. М.: Глав-
ная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1991. Кн. 3.
175 с.
50. Нарты кадджытæ: ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: Гасситы Викто-
ры номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат, 2004. Ч. 2. 896 ф.
51. Нарты кадджытæ: ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: Гасситы Викто-
ры номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат, 2007. Ч. 4. 548 ф.
52. Шанаев Г. Из осетинских сказаний о нартах // Сборник сведений
о кавказских горцах. Тифлис, 1876. Вып. IX. Ч. II. С. 1‑64.
53. Собиев И. Т. Сказания, песни, детские рассказы, охотничий язык
и другие. 1958 // НА СОИГСИ. Ф. Фольклор. П. 67. Д. 11. 411 л.
54. Алборов Б. А. Осетинское общее моление и изменения, происшед-
шие в нем под влиянием Октябрьской революции. 1967 // НА СОИГСИ. Ф.
19 (лит.). Оп. 1. Д. 36. 33 л.
55. Нарты. Эпос осетинского народа. М.: Издательство Академии наук
СССР, 1957. 401 с.
56. Цагаева А. Дз. Топонимия Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 2010.
623 с.
57. Дзиццойты Ю. А. Семь богов и семь миров в осетинской мифологии
// Вопросы осетинской филологии. Цхинвал, 2017. Т. I. С. 334‑354.
58. Чибиров Л. А. Осетинская Нартиада: мифологические источники
и ареальные связи. Владикавказ: Ир, 2016. 463 с.
59. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: СОИГИ, 1992. 713 с.
60. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Главная редакция
восточной литературы издательства «Наука», 1976. 276 с.
61. Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. М.: Наука. Глав-
ная редакция восточной литературы, 1990. Кн. 1. 431 с.
62. Нарты кадджытæ: ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: ИПО СОИГСИ,
2011. Ч. 6. 544 ф.
63. Нарты кадджытæ: ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: ИПО СОИГСИ,
2010. Ч. 5. 766 ф.
64. Исаев М. И. Дигорский диалект осетинского языка. Фонетика. Мор-
фология. М.: Издательство «Наука», 1966. 223 с.
65. Цховребова З. Д., Дзиццойты Ю. А. Топонимия Южной Осетии. В 3‑х т.
М.: Наука, 2015. Т. II. Знаурский район; Цхинвальский район. 740 с.
66. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославян-
ского язычества. СПб.: Евразия, 2004. 480 с.
← Содержание выпуска
|