Контакты362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/i0757-2449-5941-a ОБ АМБИВАЛЕНТНОСТИ ОБРАЗА СМЕРТИ В ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ ОСЕТИН
Е.Б. Бесолова
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 2 (9).
Аннотация:
Материал — лингвистический, археологический, этнографический, фольклорный и эпический — свидетельствует о том, что у алан, пред- ков осетин, параллельно, в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных ритуалов, наличествовали многообразные формы религиозных верова- ний, которые со временем оформились в систему религиозных представ- лений и культовой практики. Они, пополняясь всё новыми формами, пере- давались из поколения в поколение, перейдя в традицию. Содержание син- кретической религии алан-осетин возникло на основе веры в реальные действия некоего сверхъестественного персонажа, сформировавшегося в их сознании под действием характера социальных отношений и религи- озных традиций. Становление и сохранение религиозных представлений алан-осетин обусловлено было спонтанным развитием самого этноса, внутренними источниками саморазвития, присущими ему и делавшими его самобытным, неповторимым. Внешние влияния — лишь элементы, способствовавшие этому развитию. Как известно, аланы, предки осе- тин, обладали высокой духовной культурой, свидетельством чего явля- ются произведения устного народного творчества. В них запечатлена идеология аланского общества, представлявшая собой удивительную, но сложную систему верований, обычаев и обрядов, динамически разви- вавшихся во времени. В статье предпринята попытка отследить в мифолого-религиоз- ном симбиозе традиционных верований общеаланские представления о загробном мире, пронизывавших мировоззрение алан и оставленных в наследие их потомкам — осетинам, обосновать их амбивалентный ха- рактер, символический и конвенциональный язык.
Ключевые слова: осетинский язык, дæлдзæх, дзæнæт, фольклорный термин, ритуально-мифологический, признак и свойство
← Содержание выпуска |
© 2024 Кавказ форум | |||