Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.23671/VNC.2020.8.58155
ОБМАНУТЫЙ ЗАЩИТНИК В ФОЛЬКЛОРЕ ОСЕТИН И РЕЛИГИОЗНЫХ ЛЕГЕНДАХ ПАМИРА
К.Ю. Рахно
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 1 (8).
Аннотация: Статья посвящена одной из осетинско-памирских фольклорных па-
раллелей. В осетинской легенде рассказывается, как некогда бог Тыхост
в ответ на призывный клич верхом на коне являлся на помощь людям. Но,
будучи вызванным из праздного любопытства, он прогневался и отказал-
ся лично помогать попавшим в беду. Аналогичная история произошла с
нартом Сосланом, которого вызвали по ложному сигналу тревоги. Она
выступала мотивацией его культа у дигорцев. Помимо Поволжья, ана-
логичные предания о герое, готовом прийти на выручку людям, были из-
вестны на Памире. В частности, у шугнанцев они были связаны с пятым
шиитским имамом – Мухаммадом ибн Али аль-Бакиром. Согласно легенде,
он тоже пообещал являться по первому зову, если людям будет угрожать
бедствие. Но засомневавшиеся верующие вызвали его, чтобы убедиться,
что он сдержит свое слово. Имам явился вооруженным до зубов всадни-
ком, и, обнаружив, что его потревожили зря, отказался больше прихо-
дить на помощь и проклял жителей долины, пожелав ей то пустовать,
то наполняться людьми. Как и Тыхосту, Сослану и богатырям чувашей
и марийцев, имаму Бакиру совершалось умилостивительное религиозное
поклонение.
В статье на основе привлечения иранских параллелей анализируют-
ся попытки ряда ученых вскрыть историческую подоплеку легенды о скле-
пе Сослана. Важное значение отводится пониманию связанной с этим
логики обрядовой практики. Также ставится под сомнение гипотеза о
происхождении поклонения Сослану из почитания христианского проро-
ка Иоанна Крестителя.
Ключевые слова: нартовский эпос, легенды, осетины, шугнанцы, Памир, Тыхост, Сослан, имам Бакир.
+ Список литературы1. Шанаев Дж. Осетинские народные сказания // Сборник сведений о
кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. IІІ. С. 2-40.
2. Миллер Вс. Осетинские этюды. В 3 ч. Ч. 2. (Исследования) // Ученые
записки императорского Московского университета. Отдел историко-фи-
лологический. М., 1882. Вып. 2. 301 с.
3. Памятники народного творчества осетин. Дигорское народное
творчество в записи М. Гарданти. Владикавказ, 1927. Вып. 2. 355 с.
4. Нарты. Осетинский героический эпос / Сост. Т.А. Хамицаева и А.Х.
Бязыров. М.: Наука, 1989. Кн. 2. 494 с.
5. Хамицаева Т.А. Вверх по Ирафу. Орджоникидзе, 1971. 68 с.
6. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. 230 с.
7. Гуриев Т.А. Наследие скифов и алан (Очерки о словах и именах). Вла-
дикавказ: Ир, 1991. 173 с.
8. Гуриев Т.А. Сборник избранных статей / Сост. З.Б. Джерапова. Влади-
кавказ: СОГУ, 2010. 295 с.
9. Дзиццойты Ю.А. Нартовский эпос и Амираниани. Цхинвал, 2003. 223 с.
10. Осетинские народные сказки / Сост. Г.А. Дзагуров. М., 1973. 598 с.
11. Рахно К.Ю. Обманутый защитник в нартовском эпосе осетин и бо-
гатырских легендах народов Поволжья // Коста Хетагуров в контексте
культуры России: Материалы Всероссийской научно-практической кон-
ференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня
рождения Коста Левановича Хетагурова (Владикавказ, 17–18 мая 2019 г.).
Владикавказ, 2019. С. 63-70.
12. Васильцов К.С. За строкою А.А. Бобринского: священные горы и свя-
щенные камни на Памире // Радловский сборник: Научные исследования
и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. СПб., 2013. С. 101-115.
13. Рахимов Р. Р. ‘Али, алиды и их объекты культа в Центральной Азии
(К трактовке феноменов Али в таджикско-суннитской и таджикско-исмаи-
литской среде) // Иран-наме: Научный востоковедческий журнал. 2012.
№2 (22). С. 109-152.
14. Бобринский А.А. Секта Исмаилья в русских и бухарских пределах
Средней Азии: Географическое распространение и организация. М., 1902.
18 с.
15. Бобринский А.А. Горцы верховьев Пянджа: ваханцы и ишкашимцы.
Очерки быта по путевым заметкам. М., 1908. 150 с.
16. Фолклори Помир. Ҷилди 2. Асотир, ривоят ва нақлҳо. Мураттиб,
муаллифи муқаддима ва тавзеҳот Нисормамад Шакармамадов. Душанбе,
2005. 205 c. (на тадж. яз.)
17. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. 144 с.
18. Чвырь Л.А. Обряды и верования уйгуров в XIX-XX вв. Очерки народ-
ного ислама в Туркестане. М., 2006. 286 с.
19. Кнорозов Ю.В. Мазар Шамун-наби (Некоторые пережитки дому-
сульманских верований у народов Хорезмского оазиса) // Советская этно-
графия. 1949. № 2. С. 86-97.
20. Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религи-
озных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983. 212 с.
21. Салбиев Т.К. О культе нарта Сослана в горной Дигории // Устойчи-
вое развитие горных территорий. 2014. № 2 (20). С. 115-120.
22. Рахно К.Ю. Оружие из метеоритного железа в царциатском эпосе
осетин // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2019. Вып. 21. С. 31-38.
23. Литвинский Б.А. Курумы // Археологи рассказывают. Сталинабад,
1959. С. 125-137.
24. Литвинский Б.А.Курганы и курумы Западной Ферганы(Раскопки.
Погребальный обряд в свете этнографии). М.: Наука, 1972. 258 с.
25. Чвырь Л.А. Об исторических преданиях аштских таджиков // Кавказ
и Средняя Азия в древности и средневековье: история и культура. М.: На-
ука, 1981. С. 163-176.
← Содержание выпуска
|