Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/VNC.2023.21.14.002
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ ОСЕТИН (II)
А.А. Туаллагов , О.А. Туаллагова
Kavkaz forum. 2023. Выпуск 14 (21).
Аннотация: Данные осетинских этнографии и Нартовского эпоса указывают
на строгий запрет участия женщин в деятельности народных собраний
осетин. Но некоторые варианты сказаний Нартовского эпоса осетин
дают повод подозревать, что в них сохранились отголоски прежней
открытости таких собраний для женщин. Актуальность рассматри-
ваемой проблемы объективно диктуется наличием указанных не задей-
ствованных ранее источников, чье изучение позволяет продвинуться
в исследовании истории формирования народных собраний. Научная но-
визна работы заключается в непосредственном привлечении к анализу
оригинальных источников. Целью исследования является анализ про-
блемы генезиса народных собраний осетин в контексте их древней свя-
зи с образом женского божества методом текстуального исследования,
индуктивного и логического анализа при соблюдении принципа систем-
ности изложения. Мы наблюдаем определенную связь женского начала
с водной стихией и ее женскими божествами в Нартовском эпосе осетин.
Особое внимание привлекают к себе сказания, в которых фигурирует
мать морских божеств. Она свободно выходит на место собрания в сво-
ем мире. Следует полагать, что в ее образе сохранился образ древней бо-
гини-прародительницы, богини-матери. В данной связи особое внимание
привлекают к себе материалы этнографии соседних народов Северного
Кавказа, подтверждающие справедливость наблюдений. Само сказание
связано с идеей преодоления наступившего хаоса и восстановления миро-
порядка через жертвоприношение. Богиня связана и с идеей плодородия.
У алан произошла смена женского образа божества на мужской. Он был
подвергнут и некоторому христианскому влиянию.
Ключевые слова: народное собрание, Нартовский эпос, богиня-прародительница, аланы.
Загрузить полный текст Образец цитирования: Туаллагов А. А., Туаллагова О. А. Народное
собрание осетин (II) // KAVKAZ-FORUM. 2023. Вып. 14 (21). С. 62-72.
DOI 10.46698/VNC.2023.21.14.002
+ Список литературы1. Скаков А. Ю.«Нартовские ныхасы» на Кавказе // Миропонимание
древних и традиционных обществ Евразии. Памяти Валерия Николаевича
Чернецова. М., 2006. С. 282-312.
2. Туаллагов А. А., Туаллагова О. А. Народное собрание осетин // Изве-
стия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2022. Вып. 30. С. 33-42.
3. Мошинский А. П. Горная Дигория в древности. Поиски и находки //
Дигорский язык: генезис, проблемы, перспективы: материалы Междуна-
родной научно-практической конференции (Владикавказ, 9-11 октября
2021 г.). Владикавказ, 2021. С. 34-65.
4. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: Гасситы Викторы
номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат, 2005. Ч. 3. 712 ф. (на осет. яз.).
5. Дзиццойты Ю. А. Нартовский эпос и Амираниани. Цхинвал: Полигра-
фическое производственное объединение, 2003. 223 с.
6. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: Гасситы Викто-
ры номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат, 2003. Ч. 1. 592 ф. (на осет.
яз.).
7. Дарчиев А. В. Мать донбеттыров (об одном персонаже осетинской
Нартиады) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2.
С. 522.
8. Джанаева Н. А. Некоторые мифологические мотивы в нартском эпосе
осетин // Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе,
1984. С. 103-119.
9. Дзиццойты Ю. А. Нарт Урузмаг и его сыновья // Дзиццойты Ю. А. Во-
просы осетинской филологии. Цхинвал, 2017. Т. I. С. 233-244.
10. Малкондуев Х. Х. Фольклор народов Карачаево-Черкесии // Жанр
и образ: Сборник научных трудов. Черкесск, 1988. С. 24-40.
11. Малкондуев Х. Х. Карачаево-балкарская мифология // Motif Akademi
Halkbilimi Dergisi. 2015. Cilt8. Sayi16. С. 321-335.
12. Аржанцева И. А., Албегова З. Х. Культовые камни Кяфарского городи-
ща (еще раз о религиозном дуализме алан) // Древности Северного Кавка-
за. М., 1999. С. 183-200.
13. Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев:
Краткий очерк. Нальчик: Эльбрус, 1991. 256 с.
14. Малкондуев Х. Х., Атабиева С. Х. Локальные формы бытования ка-
рачаево-балкарской внеобрядовой мифологической поэзии в Чегемском
ущелье субэтнической среды Балкарии // Вопросы кавказской филоло-
гии. Нальчик, 2009. Вып. 5. С. 127-128.
15. Шаваева Ш. А. Синонимические зоонимы и их варианты в карачае-
во-балкарском языке // Актуальные проблемы филологии и педагогиче-
ской лингвистики. 2010. № 12. С. 323-325.
16. Гутиева Э. Т. Донбеттыр: древнее имя древнего бога // Известия СО-
ИГСИ. 2020. Вып. 37 (76). С. 149-162.
17. Шапошников А. К. Языковые древности Северного Причерноморья
(Этимология языковых реликтов Северного Причерноморья): дисс. …
докт. фил. наук. М., 2007. 870 с.
18. Шапошников А. К. Сарматские и туранские языковые реликты Север-
ного Причерноморья // Этимология 2003-2005. М., 2007. С. 255-322.
19. Шапошников А. К. Аланы и ясы. Происхождение туранских языков
в свете новых данных гуманитарных и естественных наук // The Indo-Euro-
pean Legacy in Language and Culture: Selected Issues. Olsztyn: University of
Warmia and Mazury in Olsztyn Publishing, 2019. С. 106-133.
20. Абаев В. И. Как апостол Петр стал Нептуном // Избранные труды. В 4-х
т. Т.1. Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 2020. С. 106-116.
21. Bailey H. W. Ossetic(Nartæ) // NARTAMONGÆ. The Journal of Alano-Os-
setic Studies: Epic, Mythology & Language. Paris– Vladikavkaz / Dzæwdžyqæw,
2003, vol. II, no. 1-2, pp. 7-40.
22. Сефербеков Р. И. Хозяева стихий: Мать воды у народов Дагестана //
Вестник института ИАЭ. 2006. № 3. С. 86-103.
23. Пиотровский М. Сулаймāн // Ислам. Энциклопедический словарь.
М., 1991. С. 212-213.
24. Шестиконечная звезда – печать пророка Сулеймана. 11.01.2021.
[сайт] URL: https: //islamosfera.ru/shestikonechnaya-zvezda-pechat-proro-
kasulejmana/
25. Каракетов М. Д. Антропогония в религиозно-мифологическом ми-
ровоззрении карачаевцев и балкарцев // Карачаевцы и балкарцы: язык,
этнография, археология, фольклор. М., 2001. С. 48-109.
26. Шаманов И. М. Календарь и календарная обрядность // Карачаев-
цы. Балкарцы. М., 2014. С.453-474
← Содержание выпуска
|