Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/VNC.2023.20.13.010
О РУДИМЕНТАХ КУЛЬТА МЕДВЕДЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ Л.А. ЧИБИРОВА
Е.Б. Бесолова
Kavkaz forum. 2023. Выпуск 13 (20).
Аннотация: Исследования Л.А. Чибирова посвящены проблемам духовной культу-
ры осетин: сохранившимся пережиткам архаических воззрений челове-
ка, способствующих реконструкции прошлой жизни, мировосприятия и
мировоззрения, хозяйственного уклада, а также особенностям социаль-
но-исторических отношений. Выявление этнолингвистического и этно-
культурного аспектов в трудах известного кавказоведа, осетиноведа
и этнографа, внесшего весомый вклад в изучение истории, этнологии и
культуры народов Кавказа, представляет огромный интерес. Вопросы
исторической и ареальной этнологии, устного народного творчества,
языка и культуры – вот далеко не полный перечень вопросов, составляю-
щих объект исследования в трудах Л.А. Чибирова. Перед автором статьи
стояла цель: рассмотреть специфику воссоздания культурно-истори-
ческого контекста и наличие коррелятивных связей языка и культуры в
реконструкции обрядов и обрядовых текстов, обусловленных медвежьим
культом у осетин, описать комплекс языковых и этнических черт, харак-
терных для изысканий экстралингвистического направления и этнокуль-
турной семантики в рудиментах тотемического почитания медведя. В
сферу этнолингвистики входит рассмотрение проблем языка и этноса,
языка и культуры, языка и народного менталитета, языка и мифологии
на предмет отражения в языке традиционной культуры религиозных и
мифологических представлений. Но более важным является выявление
в ней конструктивной роли языка и его воздействия на формирование и
функционирование народной культуры, психологии и устного народного
творчества. Именно эти аспекты характерны для работ И.Г. Гердера,
В. Гумбольдта, Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни, И.Н.Толсто-
го, а также Н.И. Толстого, С.М. Толстой, Л.Н. Виноградовой и др. членов
московской школы этнолингвистики. Акад. Н.И. Толстой в переписке с
Л.А. Чибировым отмечал, что при обращении к исследованиям осетин-
ского ученого находил всегда много интересного, по мнению академика,
«осетинский материал очень важен в индоевропейском плане, ибо ирани-
стика в индоевропейской мифологии играет едва ли не ключевую роль».
Ключевые слова: осетинский язык, духовная культура, табуация, медвежий культ, этнолингвистический подход, этнокультурная семантика, эвфемизм.
Загрузить полный текст Образец цитирования: Бесолова Е.Б. О рудиментах культа медведя в
исследованиях Л.А. Чибирова // KAVKAZ-FORUM. 2023. Вып. 13(20). С.5-19. DOI 10.46698/VNC.2023.20.13.010
+ Список литературы1. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской ми-
фологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. С. 64–77.
2. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхин-
вали: Изд-во «Ирыстон», 1984. 217 с.
3. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII – XIX вв.).
Орджоникидзе, 1974. 365 c.
4. Сказания о нартах. Осетинский эпос. М.: Советская Россия, 1978.
510 c.
5. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1953. 216 c.
6. Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии: Древнерус-
ский период. М.: Изд-во МГУ, 1956. 242 c.
7. Цулая Г.В. Из истории грузинской зоонимии // Силуэты Грузии–2. М.,
2008. С. 227–244.
8. Чурсин Г.Ф. Осетины // Труды Закавказской научной ассоциации. Тиф-
лис, 1925. Сер.1. Вып.1. C. 173–174.
9. Мифологический словарь. М., 1991. 736 c.
10. Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных в мифоритуаль-
ной традиции башкир. Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. 704 c.
11. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Эксмо;
СПб.: Terra Fantastica, 2003. 524 c.
12. Харузин Н. Медвежья присяга и тотемическая основа культа медве-
дя. СПб., 1899. 72 c.
13. Уарзиати В.С. Маски и ряженье в традиционном быту осетин // Со-
ветская этнография.1986. №3. С. 87.
14. Калоев Б.А. Осетины. М.: Наука, 2004. 471 c.
15. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин // Сборник сведений о
кавказских горцах. Тифлис, 1876. IX. С. 1–83.
16. Чибиров Л.А. О некоторых пережитках зоолатрии у осетин // Мате-
риалы по этнографии Грузии. Вып. XVI– XVII. Тбилиси, 1972. С. 168–176.
17. Иерусалимская А.А. Археологические параллели этнографически
засвидетельствованным культам Кавказа // Советская этнография. 1983.
№ 1. С. 101–118.
18. Миллер Вс. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992. 713 c.
19. Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, 1991. Кн.3. 175 c.
20. Ирон-уырыссаг дзырдуат (Осетинско-русский словарь). Владикав-
каз: Алания, 2004. 540 c.
21. Осетинская этнографическая энциклопедия / гл. ред. Л.А. Чибиров.
Владикавказ: Проект-Пресс, 2012. 686 c.
22. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы: На стыке Востока и Запа-
да. М.: Наука, 1965. 168 c.
23. Толковый словарь осетинского языка / под общ. ред. Н.Я. Габараева.
М.: Наука, 2010. Т.2. 488 c.
24. Герценберг Л.Г. Морфологическая структура слова в древних индо-
иранских языках. М., 1972. 274 c.
25. Чернецов В.Н. Бронза усть-полуйского времени // Материалы и ис-
следования по археологии.1953. № 35. С. 121–178.
26. Смирнов К.Ф. Савроматы (ранняя история и культура сарматов). М.,
1964. 381 c.
27. Габуев З.К. Этногонические представления древних кочевников Ве-
ликой Степи: Иранцы и тюрки. М.: Наука, 2002. 108 c.
28. Толстов С.П. Из предыстории Руси (Палеоэтнографические этюды)
// Советская этнография. 1949. № VI–VII. С. 39–59.
29. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. Т. I. 603 c.
30. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка.
М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т.I. 657 c.
31. Бейли Г. Забытый язык символов. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф,
2010. 574 c.
← Содержание выпуска
|