Контакты362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/VNC.2022.19.12.010 СПЕЦИФИКА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТА ХЕТАГУРОВА (СТИХОТВОРЕНИЕ «НА КЛАДБИЩЕ»)
Р.Н. Абисалова
Kavkaz forum. 2022. Выпуск 12 (19).
Аннотация:
Статья посвящена проблеме интертекстуальности как одной из основных стилевых особенностей творческого метода первого осетин- ского профессионального писателя, поэта, журналиста, художника, эт- нографа К.Л. Хетагурова на примере стихотворения «На кладбище». Художественный мир К.Л. Хетагурова сформировался не только бла- годаря полученному образованию и природному таланту. Значимым фактором, определившим его творчество, стала открытость широ- кому миру, гуманизм, любовь и сострадание не только к своему народу, но и ко всему человечеству. Результатом стремления к просвещению, интереса к миру художественной культуры, знания фольклора, русской и зарубежной литературы, способности генерировать в своих произведе- ниях художественную информацию стало такое качество творчества К.Л. Хетагурова, как интертекстуальность. Одним из лучших поэтиче- ских произведений, в котором сфокусировались интертекстульные свя- зи с различными фольклорными, мифологическими и литературными источниками, является стихотворение К.Л. Хетагурова «На кладбище». Оно и стало объектом рассмотрения в работе. Стихотворение содержит аллюзии многочисленных источников фольклора, в то же время оно является реминисценцией сюжета Нартов- ского эпоса «Сослан в Стране мертвых». Фольклорно-мифологическая основа произведения соотносится с мировыми эпосами, отразившими мотив путешествия в иной мир. На более глубоком уровне прослежива- ются интертекстуальные связи с многочисленными литературными источниками, как русскими, так и зарубежными. Мотив путешествия в загробный мир коррелируется у Коста с аналогичным средневековым литературным жанром видений, который возник на основе античных фольклорных и эпических источников. Фигура посвятителя ассоцииру- ется с лиминальными христианскими персонажами видений. В статье рассмотрены также аллюзии «Божественной Комедии» великого Данте, повлиявшие на формирование всех последующих сюжетов, воспроизводя- щих путешествие героев в потусторонний мир.
Ключевые слова: Коста Хетагуров, интертекстуальность, аллюзии, реминисценции, фольклор, мифология, мировая художественная культура
← Содержание выпуска |
© 2024 Кавказ форум | |||