Kavkaz - forum

 

Контакты

362040, Республика Северная Осетия-Алания,      г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru

 

DOI: 10.46698/VNC.2022.19.12.010

СПЕЦИФИКА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТА ХЕТАГУРОВА (СТИХОТВОРЕНИЕ «НА КЛАДБИЩЕ»)

Р.Н. Абисалова
Kavkaz forum. 2022. Выпуск 12 (19).
Аннотация:
Статья посвящена проблеме интертекстуальности как одной из
основных стилевых особенностей творческого метода первого осетин-
ского профессионального писателя, поэта, журналиста, художника, эт-
нографа К.Л. Хетагурова на примере стихотворения «На кладбище».
Художественный мир К.Л. Хетагурова сформировался не только бла-
годаря полученному образованию и природному таланту. Значимым
фактором, определившим его творчество, стала открытость широ-
кому миру, гуманизм, любовь и сострадание не только к своему народу,
но и ко всему человечеству. Результатом стремления к просвещению,
интереса к миру художественной культуры, знания фольклора, русской и
зарубежной литературы, способности генерировать в своих произведе-
ниях художественную информацию стало такое качество творчества
К.Л. Хетагурова, как интертекстуальность. Одним из лучших поэтиче-
ских произведений, в котором сфокусировались интертекстульные свя-
зи с различными фольклорными, мифологическими и литературными
источниками, является стихотворение К.Л. Хетагурова «На кладбище».
Оно и стало объектом рассмотрения в работе.
Стихотворение содержит аллюзии многочисленных источников
фольклора, в то же время оно является реминисценцией сюжета Нартов-
ского эпоса «Сослан в Стране мертвых». Фольклорно-мифологическая
основа произведения соотносится с мировыми эпосами, отразившими
мотив путешествия в иной мир. На более глубоком уровне прослежива-
ются интертекстуальные связи с многочисленными литературными
источниками, как русскими, так и зарубежными. Мотив путешествия
в загробный мир коррелируется у Коста с аналогичным средневековым
литературным жанром видений, который возник на основе античных
фольклорных и эпических источников. Фигура посвятителя ассоцииру-
ется с лиминальными христианскими персонажами видений. В статье
рассмотрены также аллюзии «Божественной Комедии» великого Данте,
повлиявшие на формирование всех последующих сюжетов, воспроизводя-
щих путешествие героев в потусторонний мир.
Ключевые слова: Коста Хетагуров, интертекстуальность, аллюзии, реминисценции, фольклор, мифология, мировая художественная культура
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2024 Кавказ форум