Контакты362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/VNC.2022.17.10.011 КЛЯТВОПРИНОШЕНИЕ И КЛЯТВООТСТУПЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ НАРТОВСКИХ КАДАГОВ
Э.Т. Гутиева , В.С. Дзарасов
Kavkaz forum. 2022. Выпуск 10 (17).
Аннотация:
Клятвоприношение, как важная составляющая ритуально-обрядо- вой практики, вызывает значительный интерес у исследователей. В дан- ной работе предлагается комплексный анализ микроконтекстов клят- вопринесения в текстах осетинской Нартиады, сыгравшей важнейшую роль в сохранении исторической памяти, консервации этнокультурных стереотипов осетин. Методом сплошной выборки были собраны все примеры из существующих изданий кадагов на осетинском языке. Делается вывод о скифо-нартовской преемственности ритуала, его долговечности, различающихся формах его осуществления. Анализу под- вергается также возрастное и гендерное неравноправие в вопросе клят- воприношения. Проведен сравнительный анализ субъектов действа, что свиде- тельствует о гендерной обязанности мужчин, воинов держать данное слово. Клятву дают прошедшие инициацию нарты, их уважаемые гости, сакральные персонажи. Единичные случаи, не укладывающиеся в дан- ную закономерность, демонстрируют, что монополию на гендерность клятвопринесения в исключительных случаях могут нарушать женщины преклонного эпического возраста, юные, но многообещающие нарты, для которых клятва служит предвестником исключительной биографии. Клятвоприношение происходит при исключительных обстоятель- ствах, в особенной обстановке: в святилищах, в специальных присяжных или клятвенных местах, на пирах. Рассмотрена связь практики с загроб- ным миром. Для женщин возможность принесения клятвы не исключена, но укла- дывается в общий контекст редких случаев нарушения ими гендерных стереотипов, принятия на себя мужских полномочий или ролей. Клятвоотступничество в кадагах также носит единичный харак- тер, некоторая либерализация строгого кода становится возможной, если слово дается герою намного младшего возраста, женщине, или из- вестному трикстеру Сырдону, ожидания морального поведения от кото- рого невысоки, в свою очередь нарты сами ожидаемо неблагодарно нару- шают данное ему слово, даже если он помогает им выбраться из затруд- нительной ситуации.
Ключевые слова: клятва, нарты, кадаги, скифы, осетины, гендер, загробный мир
← Содержание выпуска |
© 2024 Кавказ форум | |||