Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/VNC.2022.16.9.007
О НЕКОТОРЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ «ПАРАЛЛЕЛЯХ»
А.А. Туаллагов
Kavkaz forum. 2022. Выпуск 9 (16).
Аннотация: Среди многочисленных параллелей материалам Нартовского эпоса
осетин особое место в какой-то момент заняли материалы шорского
фольклора. Они, в свою очередь, послужили основанием для утверждений
различных авторов о монгольском влиянии на эпос, о тесных контактах
тюрков и сармато-алан, об иранских корнях в этногенезе хакасов, о на-
личии «аланского цикла» в шорском фольклоре, о тюркском источнике в
одном из образов пантеона кавказских народов, о центральноазиатских
корнях этногенеза алан. Данное положение объективно определяет ак-
туальность заявленной к исследованию проблемы. Научная новизна за-
ключается в непосредственном обращении к соответствующим мате-
риалам и историографии самой проблемы. Целью исследования служит
верификация известных на сегодняшний день оснований для указанных
утверждений методом текстуального исследования, индуктивного и
логического анализа при соблюдении принципа системности изложения.
Проведенное исследование позволяет согласиться с заключением,
что в трактовке «аланского наследия» в шорском фольклоре мы стал-
киваемся с «научной мифологией», порожденной недобросовестностью
ее авторов, ненаучные методы и принципы работы которых нашли свое
продолжение в стремлении других авторов постулировать наличие не-
существующих «параллелей» в фольклорно-этнографическом наследии
народов Северного Кавказа. Полагаемые сходные мотивы в хакасском
фольклоре и в осетинском эпосе не предоставляют в распоряжение
исследователей объективных оснований для их возведения к единому
источнику. Не все из приводимых в таком контексте наблюдений точны
для осетинских материалов или столь однозначны в своих трактовках.
Поэтому следует, в частности, воздержаться от их привлечения и в кон-
тексте аланской проблематики.
Ключевые слова: Нартовский эпос, шорский фольклор, осетины, аланы, аланское наследие
+ Список литературы1. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб: Типография Импе-
раторской Академии Наук, 1905. Т. III. 2204 стб.+98 с.
2. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка.
Л.: Издательство «Наука». Ленинградское отделение, 1973.Т. II. 448 с.
3. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск: Издательство Томского
университета, 1972. 424 с.
4. Малолетко А.М. Аланы в Сибири? (опыт этнической реконструк-
ции) // Вторые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова.
Омск, 1992. Ч. 1. С. 85–87.
5. Малолетко A.M. Древние народы Сибири. Этнический состав по
данным топонимики. Томск: Печатная мануфактура, 2005. Т. 4. Арии. 364 с.
6. Раев Б.А. Алания как кочевая империя. Китеж-град донской архео-
логии. Рецензия на статью: Яценко С.А. 2008. Донская Алания как кочевая
империя. В кн.: Монгольская империя и кочевой мир. Кн. 3. Улан-Удэ, Изд-
во БНЦ СО РАН. С. 281–310 // Наука Юга России (Вестник Южного научного
центра). 2016. Т. 12. № 3. С. 122–126.
7. Яценко С.А. Аланская проблема и центральноазиатские элементы в
культуре кочевников Сарматии рубежа I–II вв. н. э. // Петербургский архе-
ологический вестник. 1993. № 3. С. 60–72.
8. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни кара-
чаевцев. М.: Наука, 1995. 344 с.
9. Каракетов М.Д. О «гуннских» терминах Чопа и Дардуканд из опи-
сания албанских епископов VI в. // Материалы Международной научной
конференции «Актуальные проблемы современного монголоведения и
алтаистики», посвященной 75-летию со дня рождения и 55-летию науч-
но-педагогической деятельности профессора В.И. Рассадина (г. Элиста,
10–13 ноября 2014 г.). Элиста, 2014. С. 29–34.
10. Шорский фольклор. Записи, перевод, вступительная статья и при-
мечания Н.П. Дыренковой. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940.
XXXIX+448 с.
11. Каракетов М.Д. Хазарско-иудейское наследие в традиционной
культуре карачаевцев // Вестник Еврейского университета в Москве. 1997.
№ 1 (14). С. 103–110.
12. Функ Д.А. В поисках «Аланского цикла» в шорском эпосе // Матери-
алы Международной научно-практической конференции, посвященной
100-летию со дня рождения Б.О. Долгих, 70-летию Красноярского края и
Международному десятилетию коренных народов мира «Этносы Сибири.
Прошлое. Настоящее. Будущее» (Красноярск, Россия, 11–13 ноября 2004
г.). Красноярск, 2004. Ч. 2. С. 264–270.
13. «Солнца не видящая Кюн-Кёёк». Шорское эпическое сказание в
самозаписи сказителя В.Е. Таннагашева // Информационный бюллетень
координационного Центра комплексных исследований эпической тради-
ции (при отделе Севера и Сибири Института этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва). 2009. № 2. 43 с.
14. Майногашева В.Е. Об общности некоторых основ мифологии и эпо-
са хакасов и осетин – потомков скифо-иранцев // Майногашева В.Е. Ха-
касский героический эпос алыптыг нымах: поиски исторических реалий
и периодизация (избранные труды). Абакан: Бригантина, 2015. С. 90–100.
15. Майногашева В.Е. К вопросу об этногенезе енисейских кыргизов
и тянь-шаньских кыргызов // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2020. № 2
(26). С. 46–53.
16. Яценко С.А. Двадцать лет спустя. Об общественном строе и политиче-
ской активности нижнедонских аланов середины I – середины II в. н. э. // Из
истории культуры народов Северного Кавказа: сборник научных статей.
Ставрополь: Печатный Двор, 2021. Вып. 14. С. 215–230.
17. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура. Учебное по-
собие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под ред.
В.Ш. Нахушева. Черкесск: КЧРИПКРО, 1998. 541 с.
18. Глашев А.А. Древнетюркские религиозные термины на Северном
Кавказе // Вопросы тюркской филологии. Вып. XIII: материалы Дмитриев-
ский чтений. 2020. С. 102–109.
19. Глашев А.А. К вопросу о языке хазар и гуннов Северного Кавказа
// Вопросы алтайской филологии. Памяти Э. Р. Тенишева. М., 2008. Вып. III.
С. 34–55.
20. Глашев А.А. О гуннах Северного Кавказа // Тюрки Северного Кавка-
за: история, археология, этнография: Сборник научных трудов. М.: Эльбру-
соид, 2009. С. 10–53.
21. Rossi A.V. Ossetic and Balochi in V. I. Abaev’s Slovar’ // Studia Iranica et
Alanica: Festschrift for Prof. Vasilij Ivanovič Abaev on the occasion of his 95th
birthday. Rome, 1998. Serie orientale Roma; 82. P. 373–431.
22. Цаболов Р.Л. Этимологический словарь курдского языка. М.: Изда-
тельская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. Т. I. 686 с.
23. Дзиццойты Ю.А. Нартовский эпос и Амираниани. Цхинвал: Поли-
графическое производственное объединение, 2003. 223 с.
24. Сокаева Д.В., Шафаги М. Цоппай: генезис и семантика обрядовой
структуры // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2021. Вып. 27.
С. 82–96.
25. Гмыря Л.Б. Религиозные представления населения Прикаспийского
Дагестана в IV–VII вв. (По данным письменных источников). Махачкала: Из-
дательство «Наука ДНЦ», 2009. 540 с.
26. Гмыря Л.Б. Образ мира в представлениях населения Прикаспийско-
го Дагестана IV–VII вв. // Вестник Института ИАЭ. 2006. № 4. С. 11–20.
27. Малашев В.Ю., Гаджиев М.С., Ильюков Л.С. Страна маскутов в За-
падном Прикаспии. Курганные могильники Прикаспийского Дагестана
III–V вв. н. э. Махачкала: Мавраевъ, 2015. 452 с.
28. Халилов Х.М. Лирика народов Дагестана: взаимосвязи, типология и
этническая специфика. Махачкала: ДНЦ РАН, 2004. 296 с.
29. Аккиева С.И., Акиева П.Х., Шавлаева Т.М. Кавказоведение в науч-
ных трудах профессора Х.А. Акиева (1942–2009) // Ингушетия в кон-
тексте научных проблем и перспектив изучения Кавказа (к 90-летию
Ингушского научно-исследовательского института): Сборник статей
Международной научной конференции (14–16 ноября 2016 г.). Магас,
2016. С. 14–20.
30. Дзиццойты Ю.А. К этимологии термина nart // NARTAMONGÆ. 2008.
Vol. V. № 1–2. С. 64–96.
← Содержание выпуска
|