Контакты362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/VNC.2021.15.8.010 ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ «НАРТЫ»
Л.С. Гергокова
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 8 (15).
Аннотация:
В статье рассматриваются демонологические (зооморфные, антро- поморфные и зооантропоморфные) образы на материале памятника ка- рачаево-балкарского фольклора героического эпоса «Нарты». Из текстов духовного памятника исследуемого этноса приводятся характерные примеры данных образов, встречающихся в качестве действующих пер- сонажей. Актуальность работы обусловлена тем, что виды демонических персонажей карачаево-балкарского нартского эпоса рассматрива- лись в некоторых трудах исследователей-фольклористов, но все еще этот вопрос не изучен в достаточной мере. Для раскрытия некото- рых характерных особенностей антогонистов эпических героев при написании работы использованы текстологический, описательный, сравнительно-сопоставительный и структурно-смысловой методы исследования. В статье проведен сопоставительный анализ антропоморфных об- разов в мифологических обычаях территориально близких народов Кав- каза. Материалами исследования послужили тексты, напечатанные в академическом издании «Нарты», опубликованном в 1994 г. (составитель Т.М. Хаджиева). В нем зафиксированы записи устных рассказов карачаев- ских и балкарских сказителей, собранные в ходе полевых экспедиций. К категории представленных демонических персонажей карачае- во-балкарского нартского эпоса относятся, прежде всего, «эмегенле» − «великаны», «сарыуекле, желмауузла» – «змеи, многоголовые драконы», «алмосту» – «алмасты, антропоморфными существа женского пола», «губула» – «пауками», «джинле» – «джинны», «обур, къуртха» – «стару- ха-колдунья», обитающие в параллельном от нартов мире. В фольклорных текстах довольно подробно описан внешний вид, ме- сто обитания, физические и умственные возможности зооморфных, ан- тропоморфных и зооантропоморфных образов. Мифологические герои несут в себе разрушительную мощь, что является причиной их несовме- стимости в мире с нартскими богатырями, которые в свою очередь об- ладают созидательной силой. Следовательно, между ними зарождается вражда (борьба добра со злом). Проведенный анализ показал, что благода- ря имеющимся в устных произведениях мифическим образам, устные про- изведения народного эпоса карачаевцев и балкарцев наполнены богатым воображением и живописным содержанием.
Ключевые слова: нартский эпос, устное народное творчество, фольклор, образ, демонологический персонаж
← Содержание выпуска |
© 2024 Кавказ форум | |||