Kavkaz - forum

 

Контакты

362040, Республика Северная Осетия-Алания,      г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru

 

DOI: 10.46698/VNC.2021.15.8.010

ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ «НАРТЫ»

Л.С. Гергокова
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 8 (15).
Аннотация:
В статье рассматриваются демонологические (зооморфные, антро-
поморфные и зооантропоморфные) образы на материале памятника ка-
рачаево-балкарского фольклора героического эпоса «Нарты». Из текстов
духовного памятника исследуемого этноса приводятся характерные
примеры данных образов, встречающихся в качестве действующих пер-
сонажей.
Актуальность работы обусловлена тем, что виды демонических
персонажей карачаево-балкарского нартского эпоса рассматрива-
лись в некоторых трудах исследователей-фольклористов, но все еще
этот вопрос не изучен в достаточной мере. Для раскрытия некото-
рых характерных особенностей антогонистов эпических героев при
написании работы использованы текстологический, описательный,
сравнительно-сопоставительный и структурно-смысловой методы
исследования.
В статье проведен сопоставительный анализ антропоморфных об-
разов в мифологических обычаях территориально близких народов Кав-
каза. Материалами исследования послужили тексты, напечатанные в
академическом издании «Нарты», опубликованном в 1994 г. (составитель
Т.М. Хаджиева). В нем зафиксированы записи устных рассказов карачаев-
ских и балкарских сказителей, собранные в ходе полевых экспедиций.
К категории представленных демонических персонажей карачае-
во-балкарского нартского эпоса относятся, прежде всего, «эмегенле»
− «великаны», «сарыуекле, желмауузла» – «змеи, многоголовые драконы»,
«алмосту» – «алмасты, антропоморфными существа женского пола»,
«губула» – «пауками», «джинле» – «джинны», «обур, къуртха» – «стару-
ха-колдунья», обитающие в параллельном от нартов мире.
В фольклорных текстах довольно подробно описан внешний вид, ме-
сто обитания, физические и умственные возможности зооморфных, ан-
тропоморфных и зооантропоморфных образов. Мифологические герои
несут в себе разрушительную мощь, что является причиной их несовме-
стимости в мире с нартскими богатырями, которые в свою очередь об-
ладают созидательной силой. Следовательно, между ними зарождается
вражда (борьба добра со злом). Проведенный анализ показал, что благода-
ря имеющимся в устных произведениях мифическим образам, устные про-
изведения народного эпоса карачаевцев и балкарцев наполнены богатым
воображением и живописным содержанием.
Ключевые слова: нартский эпос, устное народное творчество, фольклор, образ, демонологический персонаж
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2024 Кавказ форум