Контакты362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/VNC.2021.15.8.009 ОТ ПРОМЕТЕЯ К АМРАНУ: О ПРИКОВАННОМ ГЕРОЕ В ОСЕТИНСКОМ ЭПОСЕ
Р.Н. Абисалова
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 8 (15).
Аннотация:
В статье рассмотрен один из мотивов осетинского Даредзановско- го эпоса – мотив прикованного героя, еще в древности вошедший в ми- фологию, фольклор, литературу многих народов и получивший название «мотив Прометея». Образ Прометея относится к «вечным образам» ми- ровой художественной культуры. История прикования и освобождения Прометея и в древнегреческой мифологии, и в трагедии Эсхила позицио- нируется как топонимически привязанная к Кавказу. Именно здесь сюжет о наказанном Богом и прикованном богатыре получил распространение в национальных мифах и эпических преданиях – грузинских, осетинских, кабардинских, абхазских, вайнахских, армянских и др. Эти лаконичные предания об Амиране-Амране, по мнению Вс.Ф. Миллера, – кульминаци- онные во всех источниках, рассказывающих об этом герое. Рассмотрены как древнегреческий Прометей, так и кавказские, в первую очередь осе- тинские, прикованные герои, представленные в работах Вс.Ф. Миллера, Г.Н. Потанина, Дз. Гатуева, Д.А. Калоевой, З.Г. Тменовой, Ю.А. Дзиццоты, Х.Ф. Цгоева и др. Образ Амирана сравнивается с соответствующими ему героями кавказских эпосов. При всей схожести мотивов богоборчества и наказания героя прикованием к скале или столбу нельзя не отметить отличия осетинского Амирана от остальных. В Даредзановских сказани- ях он героическая личность, истинный богатырь, совершающий множе- ство подвигов, побеждающий великанов, помогающий всем нуждающим- ся. Сын племянницы Бога, герой близок к народу, он побеждает врагов не только ради демонстрации силы, ловкости, хитрости, но и для спасения родных и друзей. В отличие от большинства кавказских прикованных героев, освобождение Амирана не предвещает гибель мира, напротив, осетинский Амиран, в случае освобождения, даст людям свободу и сча- стье. Многие мотивы в преданиях об Амране соотносятся с мотивами Нартовского эпоса. Амиран-Амран приравнивается к любимым героям осетинской Нартиады – Сослану, Батразу, Урузмагу, Шатане. В работе его образ рассмотрен для подтверждения объективной закономерности подобной репрезентации осетинского героя.
Ключевые слова: Амран-Амиран, мифология, эпос, предание, мотив, сюжет, сказание, Даредзановский эпос, Нартовский эпос, прикованный герой
← Содержание выпуска |
© 2024 Кавказ форум | |||