Kavkaz - forum

 

Контакты

362040, Республика Северная Осетия-Алания,      г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru

 

DOI: 10.46698/VNC.2021.14.7.003

«КОГДА МЫ ВООРУЖИМСЯ ЗНАНИЕМ …»: ОСЕТИНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ О РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (НАЧ. XX В.)

С.А. Айларова
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 7 (14).
Аннотация:
Статья посвящена одному из аспектов развития горских обществ
Северного Кавказа начала XX в. – роли образования в становлении новой
хозяйственной культуры, адекватной экономическим вызовам современ-
ности. Изменение хозяйственной культуры населения диктовалось соци-
ально-экономической ситуацией в горских обществах, сформировавших
современную систему потребностей, но столкнувшихся с трудностями
их удовлетворения в рамках архаичных хозяйственных практик. Эта
проблема рассматривается через призму общественной мысли – пу-
блицистического наследия осетинских просветителей Х. Уруймагова и
М. Гарданова. Просветители исходили из наличного образовательного
потенциала Осетии, его возможностей в воспитании хозяйственного
менталитета и культуры населения, и внесении новых сельскохозяй-
ственных технологий в горскую экономику. Х. Уруймагов писал о европей-
ском и российском опыте привлечения начальной и средней школы для
модернизации аграрной экономики и привитии консервативному кре-
стьянскому хозяйству агротехнических новаций. Просветитель порицал
церковно-приходскую школу в Осетии за «узко-клерикальный» характер и
безразличие к практическим нуждам осетинской деревни. Х. Уруймагов
предлагал создать при начальных школах учебные хозяйства как очаги
преобразования хозяйственной культуры осетинского населения. М. Гар-
данов писал о ухудшающейся экономической и экологической ситуации в
Осетии, нараставшей пауперизации и нищеты народных масс. Он возла-
гал надежды на среднюю школу как образовательную базу для развития
новой экономики. Образование рассматривалось как основа модерниза-
ции, поскольку налицо была ограниченность других модернизационных
ресурсов, отвечающих требованиям современности – земли и капитала.
Знание и общественный институт образования выступали как ось раз-
вития модернизирующегося осетинского общества.
Ключевые слова: Северный Кавказ, Осетия, осетинская интеллиген- ция, Х. Уруймагов, М. Гарданов, образование, хозяйственная модернизация
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2024 Кавказ форум