Контакты362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/VNC.2021.14.7.003 «КОГДА МЫ ВООРУЖИМСЯ ЗНАНИЕМ …»: ОСЕТИНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ О РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (НАЧ. XX В.)
С.А. Айларова
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 7 (14).
Аннотация:
Статья посвящена одному из аспектов развития горских обществ Северного Кавказа начала XX в. – роли образования в становлении новой хозяйственной культуры, адекватной экономическим вызовам современ- ности. Изменение хозяйственной культуры населения диктовалось соци- ально-экономической ситуацией в горских обществах, сформировавших современную систему потребностей, но столкнувшихся с трудностями их удовлетворения в рамках архаичных хозяйственных практик. Эта проблема рассматривается через призму общественной мысли – пу- блицистического наследия осетинских просветителей Х. Уруймагова и М. Гарданова. Просветители исходили из наличного образовательного потенциала Осетии, его возможностей в воспитании хозяйственного менталитета и культуры населения, и внесении новых сельскохозяй- ственных технологий в горскую экономику. Х. Уруймагов писал о европей- ском и российском опыте привлечения начальной и средней школы для модернизации аграрной экономики и привитии консервативному кре- стьянскому хозяйству агротехнических новаций. Просветитель порицал церковно-приходскую школу в Осетии за «узко-клерикальный» характер и безразличие к практическим нуждам осетинской деревни. Х. Уруймагов предлагал создать при начальных школах учебные хозяйства как очаги преобразования хозяйственной культуры осетинского населения. М. Гар- данов писал о ухудшающейся экономической и экологической ситуации в Осетии, нараставшей пауперизации и нищеты народных масс. Он возла- гал надежды на среднюю школу как образовательную базу для развития новой экономики. Образование рассматривалось как основа модерниза- ции, поскольку налицо была ограниченность других модернизационных ресурсов, отвечающих требованиям современности – земли и капитала. Знание и общественный институт образования выступали как ось раз- вития модернизирующегося осетинского общества.
Ключевые слова: Северный Кавказ, Осетия, осетинская интеллиген- ция, Х. Уруймагов, М. Гарданов, образование, хозяйственная модернизация
← Содержание выпуска |
© 2024 Кавказ форум | |||