Kavkaz - forum

 

Контакты

362040, Республика Северная Осетия-Алания,      г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru

 

DOI: 10.46698/VNC.2021.12.5.006

Т. А. ГУРИЕВ ОБ ЭВОЛЮЦИИ БОЖЕСТВА САФА

С.Г. Кцоева
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 5 (12).
Аннотация:
Статья посвящена сравнительному анализу исследовательской
концепции происхождения и сущности божества осетинского пантео-
на Сафы, принадлежащей одному из ведущих осетиноведов Тамерлану
Александровичу Гуриеву. Концепция представлена в статье «Геродото-
ва Гестия/Табити и Сафа в осетинской нартиаде» [1]. Сложность, «мно-
гослойность» исследуемого объекта по сей день сохраняет дискуссию в
научном сообществе. До сих пор не существует однозначного ответа
по поводу истоков появления Сафы, его подлинной сущности, образа и ха-
рактера, этимологии имени. Мы ставим своей целью рассмотреть еще
один вариант объяснения ономастики и сакральных функций Сафы, пред-
ставленных в концепции авторитетного ученого-лингвиста Тамерлана
Александровича Гуриева, подвергнуть ее научному анализу и определить
степень ее интегрированности в современное осетиноведение. Новизна
исследования заключается в предпринятом перекрестном анализе двух
разных концепций Сафы – Т. А. Гуриева и Б. А. Алборова, – что позволило
обнаружить ряд сходных выводов, к которым оба ученых в разное время
пришли совершенно самостоятельно, чем, в свою очередь, косвенно под-
тверждается их объективность. Существенная разница точек зрения
(Б. А. Алборов считал Сафу производным от протоиудейского бога Сава-
офа, а Т. А. Гуриев – скифской богини Табити) не помешала ученым прийти
к общим выводам. К наиболее существенным сходным чертам обеих кон-
цепций можно отнести вывод о солярности Сафы (правда, по‑разному
трактуемой) и о том, что божество на самом деле является результа-
том маскулинизации.
Ключевые слова: Т. А. Гуриев, Сафа, Б. А. Алборов, Табити, Саваоф, маскулинизация, солярная символика
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2024 Кавказ форум