Контакты362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
|
DOI: 10.46698/VNC.2021.12.5.006 Т. А. ГУРИЕВ ОБ ЭВОЛЮЦИИ БОЖЕСТВА САФА
С.Г. Кцоева
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 5 (12).
Аннотация:
Статья посвящена сравнительному анализу исследовательской концепции происхождения и сущности божества осетинского пантео- на Сафы, принадлежащей одному из ведущих осетиноведов Тамерлану Александровичу Гуриеву. Концепция представлена в статье «Геродото- ва Гестия/Табити и Сафа в осетинской нартиаде» [1]. Сложность, «мно- гослойность» исследуемого объекта по сей день сохраняет дискуссию в научном сообществе. До сих пор не существует однозначного ответа по поводу истоков появления Сафы, его подлинной сущности, образа и ха- рактера, этимологии имени. Мы ставим своей целью рассмотреть еще один вариант объяснения ономастики и сакральных функций Сафы, пред- ставленных в концепции авторитетного ученого-лингвиста Тамерлана Александровича Гуриева, подвергнуть ее научному анализу и определить степень ее интегрированности в современное осетиноведение. Новизна исследования заключается в предпринятом перекрестном анализе двух разных концепций Сафы – Т. А. Гуриева и Б. А. Алборова, – что позволило обнаружить ряд сходных выводов, к которым оба ученых в разное время пришли совершенно самостоятельно, чем, в свою очередь, косвенно под- тверждается их объективность. Существенная разница точек зрения (Б. А. Алборов считал Сафу производным от протоиудейского бога Сава- офа, а Т. А. Гуриев – скифской богини Табити) не помешала ученым прийти к общим выводам. К наиболее существенным сходным чертам обеих кон- цепций можно отнести вывод о солярности Сафы (правда, по‑разному трактуемой) и о том, что божество на самом деле является результа- том маскулинизации.
Ключевые слова: Т. А. Гуриев, Сафа, Б. А. Алборов, Табити, Саваоф, маскулинизация, солярная символика
← Содержание выпуска |
© 2024 Кавказ форум | |||