Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/VNC.2021.12.5.009
ДЗЕРАССА – БОГИНЯ ТАМПЛИЕРОВ
К.Ю. Рахно
Kavkaz forum. 2021. Выпуск 5 (12).
Аннотация: Одним из наиболее стойких и распространенных сюжетов нартов-
ского эпоса является сказание о зачатии и рождении Сатаны. Ее мать Дзе-
рассу, дочь водного бога Донбеттыра, при жизни домогался небожитель
Уастырджи. Умирая, Дзерасса завещает сыновьям сторожить ее тело у
склепа три дня. Братья решают сторожить по очереди. На третий день,
когда наступает очередь Хамыца, в полночь Уастырджи делает так, буд-
то начало светать. Становятся слышны звуки свадьбы. Хамыц решает
уйти в село на свадьбу и бросает склеп. В это время появляется Уасты-
рджи. Он входит в склеп, при помощи своей войлочной плети временно
воскрешает Дзерассу и овладевает ею, потом пускает к ней своих коня и
пса, после чего улетает на небо. Через девять месяцев умершая Дзерасса
рожает девочку Сатану, жеребенка и щенка. Услышав из склепа детский
плач, ржание и тявканье, об этом узнает трикстер Сырдон и сообщает
нартам. Сын Дзерассы Урызмаг забирает новорожденных домой. Сатана
становится правительницей нартов, а жеребенок и пес – прародителя-
ми всех земных лошадей и собак. Это сказание известно во всей Осетии.
Оно почти не имеет соответствий в национальных версиях нартовско-
го эпоса и принадлежит к малоисследованным. В частности, пока неиз-
вестны его ареальные параллели. Между тем параллелью к мотиву сово-
купления сумершей и зачатия ею ребенка может служить легенда знаме-
нитого французского рыцарского ордена тамплиеров. Согласно ей, некий
рыцарь желал благородную даму, но не мог ею обладать при жизни. Когда
она умерла, он ночью тайно проник в ее гробницу и получил желаемое. Че-
рез девять месяцев умершая родила дитя, которое в разных вариантах
легенды ассоциировалось с магической головой тамплиеров.
Ключевые слова: осетинский эпос, мифология, легенды, Западная Европа, рыцарство, тамплиеры
+ Список литературы1. Нарты. Осетинский героический эпос / составители Т. А. Хами-
цаева и А. Х. Бязыров. М.: Наука, 1989. Кн. 2. 494 с.
2. Миллер Вс. Осетинские этюды. Ч.1. Осетинские тексты // Уче-
ные записки императорского Московского университета. Отдел
историко-филологический. М.: типография бывш. Ф. Б. Миллера,
1881. Вып. 1. 166 с.
3. Кайтмазов А. Сказания о нартах. Составлено по рассказам ту-
земных жителей // Сборник материалов для описания местностей
и племен Кавказа. Тифлис: типография Канцелярии Главноначаль-
ствующего гражанскою частью на Кавказе, 1889. Вып. 7. С. 3‑36.
4. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос / Тексттæ бацæттæ кодта,
чиныг æмæ дзырдуат сарæзта Хæмыцаты Тамарæ; зонадон редак-
тор Джыккайты Шамил. Дзæуджыхъæу: Гасситы Викторы номыл
рауагъдадон-полиграфион куыстуат, 2010. 5‑æм чиныг. 766 ф. (на
осет. яз.).
5. Нарты. Мифология и эпос на дигорском языке / составители
А. Я. Кибиров и Э. Б. Скодтаев. Владикавказ: Издательско-полиграфи-
ческое предприятие им. В. Гассиева, 2005. 455 с.
6. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос / Нарты кадджыты æххæст
рауагъд сарæзтой Хæмыцаты Тамарæ, Джыккайты Шамил. Чиныг
кæронмæ ахæццæ кодта, фиппаинæгтæ æмæ дзырдуатыл бакуыста
Фидараты Рустем. Дзæуджыхъæу: ИПЦ СОИГСИ, 2012. 7‑æм чиныг.
617 ф. (на осет. яз.).
7. Нарты кадджытæ. Кадджыты иугонд текст сарæзта Гуы-
тьиаты Хъазыбег. Орджоникидзе: Ир, 1989. 1‑аг чиныг. 496 ф.
(на осет. яз.).
8. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос / Тексттæ бацæттæ кодта,
чиныг æмæ дзырдуат сарæзта Хæмыцаты Тамарæ; зонадон редак-
тор Джыккайты Шамил. Дзæуджыхъæу: Гасситы Викторы номыл ра-
уагъдадон-полиграфион куыстуат, 2003. 1‑аг чиныг. 592 ф. (на осет.
яз.).
9. Туганов М. С. Литературное наследие. Орджоникидзе: Ир, 1977.
240 с.
10. Мамиева Н. Сатана в осетинском нартовском эпосе. Орджо-
никидзе: Научно-исследовательский институт при совете мини-
стров Северо-Осетинской АССР, 1971. 166 с.
11. Бæгъатæр нартæ: Нарти кадæнгитæ сувæллæнттæн æнцон-
лæдæрæн арæзтæй. Киунугæ аразæг Скъодтати Эльбрус. Дзæуæги-
гъæу: ЦИППИ-й рауагъдадæ, 2014. 242 ф. (на осет. яз.).
12. Далгат Б. К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М.: На-
ука, 2004. 240 с.
13. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.‑Л.: Издательство
Академии Наук СССР, 1949. Т. I. 601 с.
14. Дзидзигури Ш. В. Грузинские варианты нартского эпоса: (ис-
следование, тексты). Тбилиси: Мерани, 1971. 108 с.
15. Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследо-
вание и тексты. М.: Наука, 1972. 458 с.
16. Чиркеевский А. Аварские народные сказания // Сборник све-
дений о кавказских горцах. Тифлис: типография Главного Управле-
ния Наместника Кавказского, 1869. Вып. II. С. 3‑76.
17. Туаллагов А. А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осе-
тин. Владикавказ: СОГУ, 2001. 315 с.
18. Осетинские народные сказки. Запись текстов, перевод, пре-
дисловие и примечания Г. А. Дзагурова. М.: Наука, 1973. 598 с.
19. Гуцуляк О. Пошуки Заповітного Царства: Міф – Текст – Реаль-
ність. Івано-Франківськ: Місто НВ, 2007. 540 с.
20. Сказки и легенды горных таджиков / составление и перевод с
таджикского A. З. Розенфельд и Н. П. Рычковой. М.: Наука, 1990. 239 с.
21. Гуриев Т. А. К проблеме генезиса осетинского нартовского
эпоса (о монгольских влияниях). Орджоникидзе: Ир, 1971. 167 с.
22. Гуриев Т. А. Историческая основа некоторых антропонимов в
осетинском нартовском эпосе // Фольклор и историческая этногра-
фия. М.: Наука, 1983. С. 107‑118.
23. Средневековый роман и повесть. М.: Художественная литера-
тура, 1974. 664 с.
24. Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. Дело тамплие-
ров. М.‑СПб.: Вече; Евразия, 2007. 320 с.
25. Барбер М. Процесс тамплиеров. М.: Энигма, Алетейа, 1998.
496 с.
26. Бейджент М., Лей Р., Линкольн Г. Святая кровь и Святой Гра-
аль. М.: Крон-пресс, 1997. 480 с.
27. Рид Пирс Пол. Тамплиеры. М.: AСТ; Ермак, 2005. 410, [6] с.
28. Демурже А. Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120‑1314.
СПб.: Евразия, 2008. 391, [9] с.
29. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке. М.:
Молодая гвардия, 2004. 243 с.
30. Мельвиль М. История Ордена Тамплиеров. СПб.: Евразия,
2000. 416 c.
31. Reinach S. La tête magique des Templiers // Revue de l’histoire
des religions. 1911. Vol. 63. P. 25‑39.
32. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 1987.
303 с.
33. Michelet J. Le procès des Templiers. Paris: Imprimerie nationale,
1841. Tome I. VI. 681 p.
34. Michelet J. Le procès des Templiers. Paris: Imprimerie nationale,
1851. Tome II. VIII. 540 p.
35. Ли Генри-Чарльс. История инквизиции в Средние века. СПб.:
издание «Брокгауз-Ефрон», 1912. Т. 2. 602 с.
36. Дезгри А. Тайные знания ордена тамплиеров: Книга чудес и
откровений. СПб.: Евразия, 2006. 400 с.
37. Sommer H. Oskar. The Vulgate Version of the Arthurian Romances.
Washington: Carnegie Institution of Washington, 1913. V. 7. Supplement:
Le livre d’Artus, with Glossary. 370 p.
38. Gesta Regis Henrici Secundi benedicti abbatis. The Chronicle of
the Reigns of Henry II and Richard I, AD 1169‑1192, Known Commonly
under the Name of Benedict of Peterborough. Edited by William Stubbs.
London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1867. Vol. II. CLXIV, 386.
16 p.
39. Chronica magistri Rogeri de Houedene. Edited by William Stubbs.
London-Oxford-Cambridge: Longman & Co. and Trubner & Co.; Parker &
Co.; Macmillan & Co., 1870. Vol. III. CLXIV. 319 p.
40. Mandeville J. The Travels of Sir John Mandeville. The version of
the Cotton Manuscript in modern spelling. With three narratives, in
illustration of it, from Hakluyt’s «Navigations, Voyages & Discoveries».
London-New York: Macmillan and Co. Limited; The Macmillan Company,
1900. XV. 390 p.
41. Фрерс Э. Пираты и тамплиеры. СПб.: Евразия, 2008. 230, [10] c.
42. Цагараев В. А. Золотая яблоня нартов: история, мифоло-
гия, искусство, семантика. Владикавказ: Республиканское изда-
тельско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева, 2000.
300 с.
43. Базиле Д. Сказка сказок, или Забава для малых ребят / пер.
с неаполитанского П. Епифанова. М.: Издательство Ивана Лимбаха,
2015. 552 с.
44. Travers P. L. About the Sleeping Beauty. New York: McGraw-Hill,
1975. 111 p.
← Содержание выпуска
|