Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/d0196-2380-8787-f
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ НАРТОВСКИХ СКАЗАНИЙ В СВЕТЕ НАБЛЮДЕНИЙ ВСЕВОЛОДА МИЛЛЕРА
К.Ю. Рахно
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 4 (11).
Аннотация: Существование аланского субстрата у балкарцев и карачаевцев
установлено многочисленными исследованиями этнологов и лингвистов.
Но в дискуссии о происхождении этих народов пока мало привлекается
материал бытующих у них нартовских сказаний. Генезис карачаево-бал-
карского нартовского эпоса пока остается невыясненным. Так, например,
вызывает интерес связь первых фиксаций сказаний с именами балкар-
ского князя Исмаила Урусбиева и его двух сыновей – Сафар-Али и Науруза.
Дело в том, что князь Исмаил превосходно знал осетинский и адыгский
фольклор, поэтому вполне мог выступить звеном в передаче осетинских
сказаний на балкарском языке. Судя по всему, известный Урусбиевым ре-
пертуар заметно отличался от того, что сейчас известно как карачае-
во-балкарский эпос, а подвластное им население еще долго ощущало себя
родственным осетинам. Примечательно, что нартовские сказания ка-
рачаевцев и балкарцев концентрируются вокруг фигуры кузнеца Дебета.
При внимательном рассмотрении Дебет оказывается тождественным
ветхозаветному и кораническому пророку Давиду, с которым его роднит,
прежде всего, знание кузнечного дела, власть над металлами. Возникает
впечатление, что у балкарцев и карачаевцев заимствованные сказания
о нартах были искусственно присоединены к иудейским и исламским пре-
даниям. Наконец, важным, неисследованным ранее вопросом является
предположение отдельных балкарских исследователей, что в эпосе вели-
каны, учуяв запах нарта, говорят, будто асским духом пахнет. Сравнение
с фольклорными материалами ногайцев показало, что на самом деле
имелся в виду запах мясной пищи. Это же подтверждают аналогичные
слова-эхо в других тюркских языках.
Ключевые слова: балкарцы, карачаевцы, осетины, ногайцы, нартовский эпос, фольклор
+ Список литературы1. Миллер Вс. Осетинские этюды. Ч. 3. Исследования // Ученые записки
императорского Московского университета. Отдел историко-филологи-
ческий. М.: типография Е.Г. Потапова, 1887. Вып. 3. 215 с.
2. Миллер Вс., Ковалевский М. В горских общинах Кабарды // Вестник
Европы. 1884. Девятнадцатый год. Кн. 4. С. 540–588.
3. Гаглойти Ю.С. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса.
Цхинвали: Ирыстон, 1977. 206 с.
4. Остряков П. Народная литература кабардинцев и ее образцы. Из пу-
тешествия по Кавказу // Вестник Европы. 1879. Четырнадцатый год. Кн. 8.
С. 697–710.
5. Урусбиев С.-А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пяти-
горского округа Терской области // Сборник материалов для описания
местностей и племен Кавказа. Тифлис: типография Главного Управления
Наместника Кавказского, 1881. Вып. 1. Отдел 2. С. I–VIII, 1–42.
6. Джуртубаев М.Ч. Происхождение нартского эпоса. Нальчик: ООО
«Тетраграф», 2015. 806 с.
7. Тульчинский Н.П. Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских
татар Нальчикского округа Терской области // Терский сборник: литера-
турно-научное приложение к «Терскому календарю» 1904 г. Владикавказ:
типография Терского областного правления, 1903. Вып. 6. С. 249–333.
8. Иванюков И., Ковалевский М. У подошвы Эльборуса // Вестник Евро-
пы. 1886. Двадцать первый год. Кн. 1-2. С. 83–112.
9. Ортабаева Р.А. Карачаево-балкарские народные песни: Традицион-
ное наследие. Черкесск: Карачаево-черкесское отделение Ставрополь-
ского книжного издательства, 1977. 152 с.
10. Рахаев А. Традиционный музыкальный фольклор Балкарии и Кара-
чая. Нальчик: Эль-Фа, 2002. 154 с.
11. Липец Р.С. Отражение этнокультурных связей Киевской Руси в ска-
заниях о Святославе // Этническая история и фольклор. М.: Наука, 1977. С.
217–257.
12. Бараг Л.Г., Сулейманов А.М. Повествовательные жанры башкирско-
го фольклора. Уфа: Гилем, 2000. 248 с.
13. Ногмов Ш. История адыхейского народа, составленная по преда-
ниям кабардинцев. Напечатана с подлинной, исправленной рукописи,
дополнена предисловием, биографиею автора, примечаниями и прило-
жениями А. Берже. Тифлис: типография Главного Управления Наместника
Кавказского, 1881. 176, V с.
14. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссиею. Ар-
хив Главного Управления Наместника Кавказского. Тифлис: типография
Главного Управления Наместника Кавказского, 1881. Т. VIII. 1033 с.
15. Шаховской И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду 1834 г. // Ученые
записки КБНИИ. Нальчик, 1957. Т. XIII. С. 395–418.
16. Приказы по Отдельному Кавказскому корпусу за 1850 год. Тифлис,
1851 // Государственный архив Краснодарского края. Библиотека, инв. №
9155.
17. Баразбиев М.И. «Осетинские»-балкарские князья в грузинских рус-
скоязычных документах XIX столетия // Аланы и асы в этнической исто-
рии регионов Евразии: Материалы Всероссийской научной конференции
с международным участием (24–26 июня 2010 г.). Карачаевск: Карачае-
во-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева; Карачаев-
ский научно-исследовательский институт, 2010. С. 31–34.
18. Владыкин М. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу.
М.: типография И.И. Родзевича, 1885. Ч. II. 282, VIII с.
19. Дзиццойты Ю.А. Нарты и их соседи. Географические и этнические
названия в нартовском эпосе. Владикавказ: Алания, 1992. 280 с.
20. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев / сост. Р.А.-К. Ор-
табаева, Т.М. Хаджиева, А.З. Холаев. Вступительная статья, комментарии и
глоссарий Т.М. Хаджиевой. М.: Наука, 1994. 656 с.
21. Байрамуков У.З., Байрамуков М.У. Нартиада: опыт сравнительного
анализа. Черкесск: РГБУ «Карачаево-Черкесское республиканское книж-
ное издательство», 2012. 520 с.
22. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. 273 с.
23. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты пу-
тешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского рус-
ского географического общества. СПб.: типография В.Ф. Киршбаума, 1883.
Вып. IV. Материалы этнографические. 1026, XXVI с.
24. Каракетов М. Хазарско-иудейское наследие в традиционной куль-
туре карачаевцев // Вестник Еврейского университета в Москве. 1997. №
1 (14). С. 103–110.
25. Tavkul Ufuk. On Parallelism Between Prophet David and Nart
Debet~Devet in the Nart Epos of Karachay-Balkar // Central Asiatic Journal.
2010. Vol. 54. № 1. P. 92–98.
26. Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар,
2007. 400 с.
27. П[иотровский] М. Дауд // Ислам: энциклопедический словарь. М.:
Наука, 1991. С. 56–57.
28. Фарид ад-Дин Аттар. Язык птиц (первая и вторая главы) / пере-
вод с персидского, предисловие и комментарии Ю.Е. Федоровой // Ишрак:
ежегодник исламской философии: 2016. М.: Наука – Восточная литература,
2016. № 7. С. 335–354.
29. Коран / перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986.
727 с.
30. Дьячков-Тарасов А.Н. Заметки о Карачае и карачаевцах // Сборник
материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: типогра-
фия Канцелярии Главноначальствующего гражданскою частию на Кавказе
и К. Козловского, 1898. Выпуск двадцать пятый. Отдел 1. С. 49–91.
31. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев:
краткий очерк. Нальчик: Эльбрус, 1991. 256 с.
32. Карачаево-балкарско-русский словарь / под ред. Э.Р. Тенишева. М.:
Русский язык, 1989. 832 с.
33. Капаев И. Ногайские мифы, легенды и поверья: опыт мифологиче-
ского словаря. М.: Голос-Пресс, 2012. 422, [1] с.
34. Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство. Книга для
массового читателя. Алматы: Ана тілі, 1997. 208 с.
35. Магомедов А.Г. Кумыкский язык // Языки народов СССР. Т. И.
Тюркские языки. М.: Наука, 1966. С. 194–212.
36. Кайдаров А.-А. Парные слова в современном уйгурском языке. Ал-
ма-Ата: издательство АН Казахской ССР, 1958. 168 с.
37. Эмирова А.М. Актуальные проблемы крымскотатарской филологии.
Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2017. 264 с.
38. Егоров В.Г. Этимологический словарь чувашского языка. Чебокса-
ры: Чувашское государственное издательство, 1964. 355 с.
39.Чувашско-русский словарь / под ред. М.И. Скворцова. М.: Русский
язык, 1985. 712 с.
40. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Казань: Татполиграф,
1929. Выпуск II. Аркăвăç – Ашшě-çурри. 230, ІV с.
41. Каховский В.Ф. Формирование чувашской народности и ее культу-
ры // Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары:
Чувашское книжное издательство, 1985. С. 25–40.
42. Алиев У.Д. Карачаево-балкарская грамматика (горско-тюркский
язык). Кисловодск: Крайнациздат, 1930. 197, VI с.
43. Соттаев А.Х. Имя существительное в карачаево-балкарском язы-
ке. Нальчик: Эльбрус, 1968. 84 с.
44. Мусуков Б.А. Формально-семантическая парадигма усилительных
конструкций в тюркских языках. Нальчик: издательство М. и В. Котляро-
вых, 2016. 304 с.
← Содержание выпуска
|