Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/e5573-0075-7841-g
НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕКСТА НАРТОВСКИХ СКАЗАНИЙ
Э.Т. Гутиева
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 4 (11).
Аннотация: Ценность осетинских нартовских сказаний заключается в их исто-
ричности, консервативности, резистентности к изменениям. В течение
многовекового периода их устного существования они передавались по-
следующим поколениям в условиях полиэтничных конфедераций в среде
мобильных номадов, впоследствии, напротив, оказавшихся в ситуации
исторической изоляции. Этим обусловлено то, что неизбежно подверга-
лись эрозии терявшие свою актуальность элементы, что затрудняет
хронологическую датировку и географическую локализацию описывае-
мых в них событий. Однако могло иметь место и намеренное изменение
повествования и нарративных стратегий, обусловленное эволюцией и
гуманизацией общества, изменением его аксиологической шкалы с после-
дующим неприятием отживших свой век ритуалов, таких как умерщвле-
ние стариков, ритуальное человеческое жертвоприношение. Изменение
нарративной стратегии может наблюдаться в отношении архаических
брачных институтов (инцестуальные браки, полигамия), и при наруше-
ниях кодексов героического поведения (убийство безоружного, убийство
гостя). Сохранение мотива с осуждаемым моралью и запрещаемым обще-
ством обычаем может требовать нарочитой экспликации, привнесения
дополнительных элементов в эпический текст, переноса акцентов. В
отношении некоторых устаревших брачных отношений в эпосе, напро-
тив, действуют стратегии замалчивания. В вариантах одного кадага
прослеживается применение прямо противоположных стратегий – от
стратегии замалчивания до стратегии экспликации и пространного
комментирования.
В тексте кадагов индикаторами подобного преобразования могут
являться случаи нарушения их композиционной стройности, их опре-
деленная алогичность, интерференция несвойственных элементов.
Восстановление первоначальных смыслов нартовских сказаний может
помочь уточнить период, культурный фон и этический контекст их соз-
дания.
Ключевые слова: Нартовский эпос, нарративная стратегия, инцестуальный брак, полигамия, обрядовое жертвоприношение, убиение стариков, декапитация, игра на обезглавливание.
+ Список литературы1. Williams J. Theory and the Novel: Narrative Reflexivity in the British Tradition.
Cambridge, 1998. 204 p.
2. Мамиева И.В. Институт эпического сказительства на Северном Кав-
казе: универсалии и этноспецифика // Известия СОИГСИ. 2012. Вып. 8 (47).
С. 61–79.
3. Марзоев И.Т., Абдоллахи М. Генеалогический аспект изучения нартов-
ского эпоса // Известия СОИГСИ. 2018. Вып. 27 (66). C. 50–58.
4. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин // Абаев В.И. Избранные труды. М.,
1990. Т.1. С. 142–242.
5. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976. 276 c.
6. Сатцаев Э.Б. Мифологический и лингвистический подход к нрав-
ственным критериям поведения героев осетинского нартовского эпоса //
Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. 2017.
Вып. 4. С. 164–170.
7. Гутиева Э.Т. Историческое лицо эпической Шатаны // Известия СО-
ИГСИ. 2016. Вып. 19 (58). С. 116–130.
8. Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. 1 чиныг. Дзæуджыхъæу: Иры-
стон, 2003. 592 ф. (на осет. яз.)
9. Иванов Вяч.Вс. О мифопоэтических основах латышских дайн // Бал-
то-славянские исследования. М., 1986. С. 3–28.
10. Wright M. The Lost Plays of Greek Tragedy: Aeschylus, Sophocles and
Euripides. London, 2018. Vol. 2. 320 p.
11. van Gelder G. J. H. Close Relationships: Incest and Inbreeding in Classical
Arabic Literature. I.B.Tauris, 2005. 278 p.
12. Boyce M. A History of Zoroastrianism: Volume II: Under the Achaemenians.
Leiden-Köln, 1982. 297 p.
13. Багаев А.Б. Конь в нартовском эпосе осетин // Вопросы литературы
и фольклора. 2018. Вып. X. Ч. 1. C. 4–21.
14. Гутиева Э.Т. Древний сакральный мотив в тексте кадага «Безымян-
ный сын Урузмага» // Вестник Владикавказского научного центра. 2014. Т.
14. № 1. С.8–12.
15. Мамиева И.В. Мотив памяти-забвения в нартовском эпосе осетин //
Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. 2017.
№ 4. С.118–123.
16. Дзиццойты Ю.А. Нарт Урузмаг и его сыновья // Осетинская филоло-
гия: История и современность. Владикавказ, 1999. Вып.3. С. 318–330.
17. Джапуа З.Д. Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абры-
скиле. Сухум, 2003. 400 с.
18. Мечников И.И. Этюды о природе человека. Спб., 2016. 320 с.
19. Brogden M. Geronticide: Killing the Elderly. London and Philadelphia,
2001. 192 p.
20. Бесолова Е.Б. Миф о рождении через смерть в нартиаде // Сибир-
ский филологический журнал. 2017. №4. C. 58–66.
21. Brüder Grimm: Kinder- und Haus-Märchen. Band 1. Berlin, 1812,
pp. 355–356.
22. Гутиева Э.Т. Мотив усеченной головы в нартовском эпосе осетин //
Вопросы литературы и фольклора. 2018. Вып. X. Ч. 1. С. 68–83.
23. Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. 2 чиныг. Дзæуджыхъæу: Иры-
стон, 2004. 896 ф. (на осет. яз.)
24. Heads Will Roll: Decapitation in the Medieval and Early Modern Imagination.
Leiden-Boston, 2012. 370 p.
25. Gutieva E.T., Malcor L.A. Off with their heads! «Sir Gawain and the green
knight» and the Nart Sagas // Известия СОИГСИ. 2017. Вып. 26 (65). С. 92–102.
26. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука. 1990. 165 c.
27. Malory, Th. Le Morte d’Arthur. King Arthur and of his Noble Knights of
the Round Table. London, Macmillan, 1897. 509 p.
28. Хаджиева Т.М. Мотив чудесного рождения в нартском эпосе карача-
евцев и балкарцев // Известия Дагестанского государственного педагоги-
ческого университета. 2016. Т.10. № 4. С. 134–139.
← Содержание выпуска
|