Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/o1778-0379-5580-n
РОЖДЕННЫЙ СКАЛОЙ: МОНГОЛЬСКО-ТИБЕТСКИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ К ОСЕТИНСКОМУ НАРТОВСКОМУ ЭПОСУ
К.Ю. Рахно
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 3 (10).
Аннотация: Монгольская гипотеза происхождения осетинского нартовского эпо-
са, которую развил и многие годы отстаивал Тамерлан Гуриев, ввиду мно-
гих факторов не была затребована и не получила развития, но интенси-
фицировала дискуссию среди нартоведов, и в ходе полемики с ней осетин-
ская наука обогатилась многими ценными наблюдениями. Между тем, вне
поля зрения ученых остались параллели между мотивами нартовских
сказаний и монгольским фольклором, преимущественно героическим
эпосом. Среди прочего, это мотив рождения из камня, который в нартов-
ском эпосе осетин является важной и неотъемлемой частью эпической
биографии нарта Сослана. В теории Гуриева эпический Сослан прямоли-
нейно отождествлялся с предмонгольским правителем Грузии аланского
происхождения Давидом Сосланом, поэтому на мифологические состав-
ляющие его образа не обращалось внимания. Между тем, в монгольском
эпосе из треснувшего камня рождаются богатыри Хёрёг цоохор баатар,
Хэцуу-бэрх, Асар, Ергиль-Тюргюль, Донжин Молор эрдени, Чин джоригту
ченггель кюю, Нюсгай жур, Шонходой-мэргэн. Из камня иногда появляются
на свет и их кони.
Присутствует этот мотив и в тибетской легенде, связанной с рели-
гией бон. Поскольку религия бон развилась из митраизма, в котором при-
сутствует мотив рождения персидского бога света Митры из камня или
скалы, аналогичный рождению нартовского Сослана, то возможно, что
и в тибетской легенде этот мотив имеет иранские истоки. В монголь-
ском героическом эпосе он тоже выглядит принесенным с Запада. Харак-
терно, что у монголов отсутствует важный мотив оплодотворения
камня, который есть и в нартовском эпосе осетин, и в мифах о Митре.
Ключевые слова: нартовский эпос, осетины, монголы, Тибет, Митра, бон
+ Список литературы1. Рахно К.Ю. Детство Батраза: монгольско-тибетские фольклорные па-
раллели к осетинскому нартовскому эпосу // Вопросы литературы и фоль-
клора. 2018. Вып. X. Ч. 2. С. 114‒130.
2. Гуриев Т.А. К проблеме генезиса осетинского нартовского эпоса (о
монгольских влияниях). Орджоникидзе: Ир, 1971. 167 с.
3. Гуриев Т.А. Происхождение эпического имени Сослан (Созруко) //
Материалы пятой региональной научной сессии по историко-сравнитель-
ному изучению иберийско-кавказских языков. Орджоникидзе: Северо-
Осетинский научно-исследовательский институт истории, экономики,
языка и литературы, 1977. С. 222‒228.
4. Гуриев Т.А. Антропонимия осетинского нартовского эпоса. Орджони-
кидзе: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагу-
рова, 1981. 80 с.
5. Гуриев Т.А. Проблемы Нартиады. Орджоникидзе: Северо-Осетинский
государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 1982. 36 с.
6. Гуриев Т.А. Историческая основа некоторых антропонимов в осетин-
ском нартовском эпосе // Фольклор и историческая этнография. М.: Нау-
ка, 1983. С. 107‒118.
7. Гуриев Т.А. Наследие скифов и алан (Очерки о словах и именах). Вла-
дикавказ: Ир, 1991. 173 с.
8. Гуриев Т.А. Сборник избранных статей. Владикавказ: Северо-Осетин-
ский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2010. 295 с.
9. Дзиццойты Ю.А. Вопросы осетинской филологии. Цхинвал: Респу-
блика, 2017. Т. I. 464 с.
10. Чичинадзе З. История Осетии по грузинским источникам. Составле-
на на основе устных сказаний, народных преданий и сохранившихся ста-
ринных сведений. Цхинвал: Полиграфическое производственное объеди-
нение Республики Южная Осетия, 1993. 169 с.
11. Heissig Walther. Motif und Wirklichkeit: gesammelte Aufsätze.
Wiesbaden: Harrasowitz Verlag, 1993. XII. 257 S.
12. Михайлов Г.И. Мифы в героическом эпосе монгольских народов //
Краткие сообщения Института народов Азии. 1964. № 83. Монголоведение
и тюркология. С. 109‒119.
13. Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и
устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
14. Нарынбаева Н.О. Мифологический образ коня в эпическом твор-
честве тюрко-монгольских народов // Героический эпос и сказительское
искусство народов Евразии: сохранение, изучение и популяризация: Ма-
териалы Всероссийской научно-практической конференции с междуна-
родным участием, посвященной 100-летию со дня рождения сказительни-
цы Натальи Черноевой. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С.
Суразакова», 2019. С. 390‒401.
15. Владимирцов Б.Я. Работы по литературе монгольских народов. М.:
Восточная литература, 2003. 608 с.
16. Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М.:
Индрик, 2019. 520 с.
17. Halén Harry. Nordmongolische Volksdichtung / Gesammelt von G.J.
Ramstedt. Bearbeitet, übersetzt und herausgegeben von Harry Halén. Helsinki:
Suomalais-Ugrilainen Seura, 1973. Band I. XVI. 287 S.
18. Туаллагов А.А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин.
Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.
Хетагурова, 2001. 315 с.
19. Дугаров Б.С. Присаянье – Хубсугул: историко-культурные связи и
параллели. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 258 с.
20. Айдурай Мэргэн / Подготовка текста, перевод и примечания М.П.
Хомонова. Улан-Удэ: Бурятское книгоиздательство, 1979. 128 с.
21. Туччи Джузеппе. Религии Тибета. СПб.: Евразия, 2005. 448 с.
22. Миллер Вс. Сборник материалов для описания местностей и пле-
мен Кавказа. Издание управления Кавказского учебного округа. Вып.
IV. Тифлис 1884 // Журнал министерства народного просвещения. 1885.
Ч. CCXXXIX. Май. С. 83‒96.
23. Т[рубецкой] Н.С. Кавказские параллели к фригийскому мифу о
рождении из камня (-земли) // Этнографическое обозрение. 1908. № 3.
С. 88‒92.
24. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. 229 с.
25. Торшилов Д.О. Античная мифография: мифы и единство действия
с приложением аргументов Аристофана Византийского и «О реках» Лже-
плутарха. СПб.: Алетейя, 1999. 426 с.
26. Иустин Философ. Творения. М.: Паломник; Благовест, 1995. 486 с.
27. Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 4. Жизнь Павла
Пустынника. Жизнь св. Илариона. Жизнь пленного монаха Малха. Преди-
словие блаженного Иеронима к сделанному им переводу правил св. Па-
хомия. Разговор против люцифериан. О приснодевстве бл. Марии. Книга
против Елвидия. Две книги против Иовиниана. Книга против Вигилянция.
Книга против Иоанна Иерусалимского. Киев: типография аренд. Е. Т. Ке-
рер, 1880. 365 с.
28. Windischmann Friedrich. Mithra. Ein Beitrag zur Mythengeschichte des
Orients. Leipzig: in Commission bei F.A. Brockhaus, 1857. IV. 89 S.
29. Vermaseren M.J. The Miraculous Birth of Mithras // Mnemosyne. Fourth
Series. 1951, vol. 4. Fasc. 3/4, pp. 285‒301.
30. Гумилев Л.Н. Древний Тибет. М.: ДИ-ДИК, 1996. 560 с.
31. Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет (История религии бон). СПб.:
Евразия, 1998. 352 с.
32. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: устные и
литературные традиции. М.: Наука, 1984. 316 с.
33. Кульганек И.В. Монгольский поэтический фольклор: проблемы из-
учения, коллекции, поэтика. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010.
240 с.
34. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев / Сост. тома
Р.А.-К. Ортабаева, Т.М. Хаджиева, А.3. Холаев. Вступительная статья, ком-
ментарии и глоссарий Т.М. Хаджиевой. М.: Наука, 1994. 656 с.
35. Байрамуков У.З., Байрамуков М.У. Нартиада: опыт сравнительного
анализа. Черкесск: РГБУ «Карачаево-Черкесское республиканское книж-
ное издательство», 2012. 520 с.
36. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. М.: Изд-во АН СССР,
1962. 256 с.
37. Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин / Сказитель П.В. Курбиже-
ков. Новосибирск: Наука, 1997. 479 с.
38. Алтын-Арыг: хакасский героический эпос / Запись и подготовка
текста, статья, перевод и комментарии В.Е. Майногашевой. М.: Наука, 1988.
592 с.
39. Чаптыкова Ю.И. Мотив чудесного рождения героя в хакасском ге-
роическом эпосе // Вестник Северо-Восточного федерального универси-
тета имени М.К. Аммосова. Серия «Эпосоведение». 2020. № 2 (18). С. 64‒73.
40. Майногашева В.Е. Хакасский героический эпос алыптығ нымах: по-
иски исторических реалий и периодизация (избранные труды). Абакан:
ООО «Книжное изд-во «Бригантина», 2015. 227 [1] с.
← Содержание выпуска
|