Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/n8464-9585-8530-l
АЛАНО-ОСЕТИНСКИЕ ФЫНГИ И НАРТОВСКИЙ ЭПОС
А.А. Туаллагов
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 3 (10).
Аннотация: Статья посвящена анализу образа традиционного столика (фынг) в
материалах Нартовского эпоса осетин. Актуальность рассматривае-
мой проблемы определяется наличием изданного обширного корпуса нар-
товских сказаний. Данное положение позволяет, с одной стороны, выве-
сти в полном объеме характерные признаки данного объекта, а, с другой
стороны, сопоставить их с данными археологии и этнографии. Научная
новизна работы состоит в междисциплинарном подходе к исследованию,
который обеспечивается, в том числе, впервые привлекаемыми к анали-
зу материалами. Цель исследования состоит в выявлении волшебных и
объективных конструктивных особенностей столиков как предметов
быта в сопоставлении с реальными столиками алан и генетически свя-
занными с ними столиками осетин. При проведении исследования при-
менялись методы текстуального исследования источников, описатель-
ный, типологический и сравнительный методы исследования при фото-
фиксации изучаемых объектов, индуктивного и логического анализа на
основе принципа историзма и системности изложения.
В ходе исследования определилось наличие в эпосе двух видов пред-
ставлений о предмете. Первый наделяет его волшебными свойствами
самостоятельного передвижения и предоставления угощения при воз-
можности повышения значимости предмета за счет приписывания ему
изготовления из драгоценных металлов. Второй воспроизводит формы
и конструктивные детали предмета, надежно сопоставимые с этногра-
фическими и археологическими образцами. Возможно, отдельные из та-
ких деталей послужили поводом к рождению представлений о некоторых
волшебных способностях столика. Кроме того, археологические матери-
алы предоставляют показательные примеры использования определен-
ных типов древесины при изготовлении столов. Отмечаемые в научных
изданиях попытки трактовать образ столика с мифологической пози-
ции за счет символизма форм и чисел, представляется, как минимум,
преждевременными.
Ключевые слова: деревянные столики, археологические и фольклорные данные, аланы, осетины
+ Список литературы1. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: ИПО СОИГСИ,
2010. Ч. 5. 766 ф. (на осет. яз.)
2. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: ИПО СОИГСИ,
2011. Ч. 6. 544 ф. (на осет. яз.)
3. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу: Ирыстон, 2003.
Ч. 1. 592 ф. (на осет. яз.)
4. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу, 2004. Ч. 2. 896
ф. (на осет. яз.)
5. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу, 2007. Ч. 4. 548
ф. (на осет. яз.)
6. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу, 2005. Ч. 3. 712
ф. (на осет. яз.)
7. Калоев Б. А. Материальная культура и прикладное искусство осетин.
Альбом. М.: Издательство «Наука», 1973. 147 с.
8. Кузнецов В. А. Кавказская Алания. Запад – Восток. Историко-археоло-
гические очерки. Пятигорск: СНЕГ, 2019. 208 с.
9. Аржанцева И. А., Албегова З. Х. Культовые камни Кяфарского городи-
ща (еще раз о религиозном дуализме алан) // Древности Северного Кавка-
за. М., 1999. С. 183‑192.
10. Тугъанты М. Куыд куыстон Нарты кадджыты нывтыл // Мах дуг.
1949. № 7. Ф. 39‑42. (на осет. яз.)
11. Памятники народного творчества осетин. Составитель Т. А. Хамица-
ева. Владикавказ: Ир, 1992. Т. 1. Трудовая и обрядовая поэзия. 440 с.
12. Гарданти М. Уадзимистæ. Дзæуæгигъæу: Ир, 2007. 415 ф. (на осет.
яз.)
13. Æмбесæндтæ. Орджоникидзе: Ир, 1977. 189 ф. (на осет. яз.)
14. Пфаф В. Б. Этнологические исследования об осетинах // Сборник
сведений о Кавказе. Тифлис, 1872. Т. II. С. 80‑144.
15. Маргграф О. В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа
с описанием техники производства. М.: Типография С. В. Гурьянова, 1882.
XL+288 c.
16. Магометов А. Х. Культура и быт осетинского народа: историко-эт-
нографическое исследование. Владикавказ: Ир, 2011. 432 с.
17. Туаллагов А. А. О некоторых археолого-этнографических парал-
лелях // ALANICA. Сборник избранных статей доктора исторических
наук А. А. Туаллагова. К 50‑летию со дня рождения. Владикавказ, 2017.
С. 39‑122.
18. Кокиев С. Записки о быте Осетин // Сборник материалов по этно-
графии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее. М., 1885.
Вып. I. С. 66‑112.
19. Габуева О. А. Народные промыслы и художественные ремесла //
Осетины. М.: Наука, 2012. С. 144‑184.
20. Опись имущества «Реком», составленная особой комиссией
под председательством Начальника Владикавказского округа 14‑15 мая
1903 г. // Научный архив СОИГСИ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 2. 5 с.
21. Туаллагов А. А. Аланская деревянная посуда (по материалам Дар-
гавсского могильника) // ALANICA. Сборник избранных статей доктора
исторических наук А. А. Туаллагова. К 50‑летию со дня рождения. Влади-
кавказ, 2017. С. 123‑162.
22. Албегова З. Х.‑М., Малашев В. Ю. Погребение аланской культуры
III в. н. э. с керамическим столиком // Российская археология. 2018. № 3.
С. 23‑35.
23. Туганов М. С. Литературное наследие. Орджоникидзе: Ир, 1977.
239 с.
24. Уарзиати В. С. Отражение осетино-адыгских контактов в традици-
онном жилище // Этнокультурные проблемы бронзового века Северного
Кавказа. Орджоникидзе, 1986. С. 107‑114.
25. Уарзиати В. С. Культурно-исторический анализ осетинского столи-
ка «фынг» // Nartamongæ. 2005. Vol. III. № 1‑2. C. 110‑122.
26. Аржанцева И. А. Каменные крепости алан // Российская археология.
2007. № 2. С. 75‑88.
27. Таказов Ф. М. Архетипы модели мира в мифо-фольклорной тради-
ции осетин: Дисс. … докт. филол. наук. М., 2020. 278 с.
28. Туаллагов А. А. Курганное аланское погребение у сел. Брут (Север-
ная Осетия) // Археологический журнал. 2008. № 2. С. 26‑53.
29. Ильюков Л. С. Назаровский комплекс из Нижнего Подонья: к вопро-
су о зороастризме у хазар // Вестник Волгоградского государственного
университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отно-
шения. 2017. Т. 22. № 4. С. 28‑39.
30. Чибиров Л. А. Традиционная духовная культура осетин. М., 2008.
711 с.
← Содержание выпуска
|