Контакты
362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 10
Т./ф.: (867 2) 53-69-61
e-mail: soigsi@mail.ru
|
DOI: 10.46698/t7678-5016-0812-s
ЗНАКОВЫЕ ФУНКЦИИ И СИМВОЛЫ ОДЕЖДЫ В НАРТОВСКОМ ЭПОСЕ ОСЕТИН
З.В. Канукова , Б.Т. Цогоев
Kavkaz forum. 2020. Выпуск 3 (10).
Аннотация: Картина мира, характерная для традиционной культуры, трансли-
руется самыми разнообразными способами, в том числе посредством
описания предметов быта, отражающих миропонимание этноса. Изуче-
ние фольклорных источников позволяет реконструировать некоторые
архаичные формы вещественного быта, в частности, представления об
одежде, проследить тенденции их бытования в динамике общественного
развития, в изменившейся среде обитания, в условиях внешних влияний
и взаимодействий с инокультурным окружением. Исполнители нартов-
ских кадагов – носители коллективной исторической и культурной па-
мяти народа – посредством многообразных эпических формул транс-
лируют информацию об отдельных элементах одежды и традициях ее
изготовления и ношения, которая со всей очевидностью свидетельству-
ет об отражении в ней нескольких эпох и культурных пластов, о преем-
ственности с традиционной культурой осетин.
Анализ нартовских кадагов дает основания утверждать, что они не
являются источником для полного этнографического описания костюма
человека в Стране нартов, но содержат не менее важные сведения о соци-
альных и символических функциях одежды. В культурном пространстве
этноса это не только часть культуры жизнеобеспечения с утилитар-
ным назначением, это – текст с собственной семантикой.
Выявлено, что одежда у нартов – престижно-знаковый элемент куль-
туры, этнический и социальный маркер, мерило достоинства человека.
Кроме того, одежда – знатный трофей, награда за доблесть, ценный по-
дарок в мужском социуме, непременная составляющая свадебного даро-
обмена, часть калыма, объект наследства, форма подкупа, компенсация
за нанесенное оскорбление. Эти и другие функции позволяют характери-
зовать одежду как структуру повседневности, отражающую многооб-
разные связи и отношения в рамках описываемой реальности.
Ключевые слова: нартовские сказания, культурная память, социальные функции одежды
+ Список литературы1. Сланов А.А. Военное дело алан I-XV вв. Владикавказ: СОИГСИ им. В. И.
Абаева, 2007. 399 с.
2. Осетинские нартские сказания. Москва-Владикавказ, 2017. 503 с.
3. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка.
Т.IV. Л., 1989. 325 c.
4. Абаева Ф.О. Об особенностях терминологии кожевенно-скорняж-
ного ремесла в осетинском языке // Известия СОИГСИ. 2016. № 22 (61).
С. 113–119.
5. Тайсаев К. У. Модернизация традиционного быта осетин в XIX веке.
Владикавказ, 2008. 163 с.
6. Канукова З.В., Дзагоева Э.П. Женская одежда в традиционной культу-
ре осетин // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2013. № 1(18).
С. 152–155.
7. Щавелев А.С. Съезд князей как политический институт // Древней-
шие государства Восточной Европы. М.: Восточная литература, 2006.
С. 268‑278.
8. Дзаттиати Р.Г. О женских погребениях Даргавса // Известия СОИГСИ.
Школа молодых ученых. 2019. №21. С. 39–48.
9. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка.
Т. I. М.-Л.: Академия наук СССР, 1958. 658 с.
10. Анфимов Н.В. Древние поселения Прикубанья. Краснодар, 1953.
79 с.
11. Руденко С.И. Культура Горного Алтая в скифское время. М., 1953.
402 с.
12. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование.
3-изд. М.: Наука, 2004. 505 с.
13. Гостиева Л.К. Одежда // Осетины. Серия «Народы и культуры». М.
2012. С. 237–267.
14. Мæргъиты И.Т. Ирон нымæтхуд // Известия СОИГСИ. Вып. 13 (52).
2014. С. 55–63. (на осет. яз.).
15. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII‑XX вв.
М., 1989. 288 с.
16. История Армении Моисея Хоренского (Этнографический фонд Н.О.
Эмина. Вып. I) / Новый пер. Н.О. Эмина. М., 1893. 363 с.
17. Моргоева Л.Б. Рон // Северная Осетия. 2020. № 153 (28112).
18. Дзаттиаты Р.Г. Предметы импорта из катакомб Даргавса // Изве-
стия СОИГСИ. 2016. №19 (58). С. 5–16.
19. Тменов В.Х. «Город мертвых». Позднесредневековые склеповые со-
оружения Тагаурии. Орджоникидзе, 1979. 151 с.
20. Битиев Б.А. Родильные обряды осетин в зарисовках М.С. Туганова //
Известия СОИГСИ. 2019. №33 (72). С. 18–25.
21. Битиев Б.А. «Поиск жертв снежного обвала» в Осетии (по зари-
совке М.С. Туганова) // Всероссийские Миллеровские чтения. 2018. № 6.
С. 213–218.
22. Битиев Б.А. Обряд торжественного выхода невесты к реке в зари-
совках М.С. Туганова // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2017. №
17. С. 131–137.
← Содержание выпуска
|