Кавказ форум

 

Контакты

 

DOI: 10.46698/o1778-0379-5580-n

РОЖДЕННЫЙ СКАЛОЙ: МОНГОЛЬСКО-ТИБЕТСКИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ К ОСЕТИНСКОМУ НАРТОВСКОМУ ЭПОСУ

К.Ю. Рахно
Кавказ Форум. 2020. Выпуск 3 (10).
Аннотация:
Монгольская гипотеза происхождения осетинского нартовского эпо-
са, которую развил и многие годы отстаивал Тамерлан Гуриев, ввиду мно-
гих факторов не была затребована и не получила развития, но интенси-
фицировала дискуссию среди нартоведов, и в ходе полемики с ней осетин-
ская наука обогатилась многими ценными наблюдениями. Между тем, вне
поля зрения ученых остались параллели между мотивами нартовских
сказаний и монгольским фольклором, преимущественно героическим
эпосом. Среди прочего, это мотив рождения из камня, который в нартов-
ском эпосе осетин является важной и неотъемлемой частью эпической
биографии нарта Сослана. В теории Гуриева эпический Сослан прямоли-
нейно отождествлялся с предмонгольским правителем Грузии аланского
происхождения Давидом Сосланом, поэтому на мифологические состав-
ляющие его образа не обращалось внимания. Между тем, в монгольском
эпосе из треснувшего камня рождаются богатыри Хёрёг цоохор баатар,
Хэцуу-бэрх, Асар, Ергиль-Тюргюль, Донжин Молор эрдени, Чин джоригту
ченггель кюю, Нюсгай жур, Шонходой-мэргэн. Из камня иногда появляются
на свет и их кони.
Присутствует этот мотив и в тибетской легенде, связанной с рели-
гией бон. Поскольку религия бон развилась из митраизма, в котором при-
сутствует мотив рождения персидского бога света Митры из камня или
скалы, аналогичный рождению нартовского Сослана, то возможно, что
и в тибетской легенде этот мотив имеет иранские истоки. В монголь-
ском героическом эпосе он тоже выглядит принесенным с Запада. Харак-
терно, что у монголов отсутствует важный мотив оплодотворения
камня, который есть и в нартовском эпосе осетин, и в мифах о Митре.
Ключевые слова: нартовский эпос, осетины, монголы, Тибет, Митра, бон
+ Список литературы


← Содержание выпуска

 
 
© 2020 Кавказ форум